Как правильно мыть руки по евростандарту. Схема мытья рук - наглядный материал для дошкольников Правило мытья рук в детском саду

В ходе исследований ученые выяснили, где на человеческом теле живет максимальное количество бактерий - в том числе вредоносных. Лидерами оказались, как ни странно, волосы и - вполне предсказуемо! - кисти рук. При правильной гигиене рук, уменьшается опасность попадания в организм серьезных заболеваний с помощью бактерий.

Зачем мыть?

Как было установлено, на руках среднестатистического человека прячется примерно 840 тысяч различных видов микроорганизмов. Большая их часть располагается под ногтями, сбоку ладоней, а также кожных складках - там, где задерживается влажность и тепло. И эта компания все время пополняется. Ученые подсчитали, что в среднем руки человека, работающего в офисе на протяжении дня контактируют с 10 000 000 разнообразных бактерий, обитающих на дверных ручках, поручнях общественного транспорта, упакованных продуктах в супермаркете, бумажных и металлических деньгах и т. д. Причем бактерии эти - твари живучие и с конечностей одного клерка запросто перекочевывают на ладошки его коллеги, разнося в том числе всякую заразу.

А заразы немало. По мнению экспертов Всемирной организации здравоохранения, грязные ладони ежегодно уносят минимум несколько тысяч жизней: люди погибают от дизентерии или иных инфекций, передающихся в буквальном смысле «из рук в руки». Так что регулярное мытье верхних конечностей - это не только скучное мероприятие, но и, возможно, спасение чьей-то жизни.

Как мыть? Пошаговая инструкция.

Может показаться смешным, но физиологи утверждают, что очень многие люди попросту не знают, как правильно мыть руки. Между тем существуют вполне четкие инструкции на этот счет. Проверьте: правильно ли вы «чистите перышки»?

  • Шаг № 1: открыть кран с водой.
  • Шаг № 2: нанести на руки мыло (желательно жидкое) и тщательно намылить их.
  • Шаг № 3: намылить ручку крана.
  • Шаг № 4: обмыть ручку крана и смыть с рук пену.
  • Шаг № 5: еще раз повторить процедуру намыливания рук, тщательно обработав ладони с внутренней, боковой и тыльной сторон.
  • Шаг № 6: обработать ногти, стараясь максимально «втереть» под них мыльную пену.
  • Шаг № 7: массировать кожу пеной не менее 20-30 секунд.
  • Шаг № 8: тщательно смыть мыло.
  • Шаг № 9: закрыть кран.
  • Шаг № 10: досуха вытереть руки полотенцем или высушить их феном.

Или вариант правильного мытья рук на картинке:

Немножко нюансов

Мыть без мыла бесполезно. Вода не в состоянии уничтожить микробов, поэтому, прополоскав ладони под краном, вы избавитесь разве что от физически видимых загрязнений.

Чем больше от мыла пены - тем лучше. Пена - это пузырек с воздухом, окруженный пленками молекул мыла (поверхностно-активных веществ), выполняющие основную функцию очищения от грязи. Другими словами, мыльная пена механически убирает загрязнения.

Статистики ВОЗ утверждают, что руки с помощью мыла моют треть жителей Земли - остальные в лучшем случае ограничиваются ополаскиванием.

Можно использовать для мытья рук песок и пепел. Эти вещества являются неплохой альтернативой мылу: их щелочной состав отлично способствует борьбе с бактериями. Такой вариант мытья есть в рекомендациях даже Всемирной организации здравоохранения.

Вода должна быть теплой (25-40 °С). В более холодной жидкости мыло справится с бактериями не так эффективно. А горячая «аш-два-о» нехороша вообще: она иссушает и повреждает кожу, увеличивая риск проникновения под нее вредных бактерий.

Обязательно вытирать (или сушить) руки досуха. По результатам исследований, к влажной коже микробы цепляются гораздо активнее, чем к сухой. Поэтому, если, вымыв руки, тут же взяться влажной ладошкой за дверную ручку, на ней моментально обоснуется приличная колония бактерий; если та же операция будет проведена сухой рукой, то бактерий на ней окажется гораздо меньше.

Не стоит частить с мытьем . Медики рекомендуют «купать» ладони не чаще раза в 2-3 часа. Дело в том, что кроме болезнетворных бактерий на руках обитают полезные микроэлементы, защищающие наш организм. При излишне частой мойке есть риск истончить кожу и уничтожить их. Кроме того, частое соприкосновение с моющими средствами способно спровоцировать появление на коже трещинок, через которые инфекции будут попадать в организм.

Видео о правильном мытье рук:

Мытье рук благоприятно сказывается на психике . По мнению психологов, эту гигиеническую процедуру наше подсознание воспринимает как очищение от физической, так и от морально-духовной грязи. Потому регулярное мытье рук способствует увеличения оптимизма и улучшению настроения.

Все мы прекрасно знаем, что руки принято мыть после улицы, туалета, перед едой и иногда после приема пищи. Но малыши не всегда могут правильно сориентироваться с гигиеническими принадлежностями, расположенными возле раковин – именно поэтому для детей составляется подробный алгоритм мытья рук в детском саду в картинках. Педагог должен постараться сделать все, чтобы информация была донесена до воспитанников в полной мере и доходчиво. Расскажем, как это сделать.

Говорим о пользе мытья рук

Чтобы дети охотнее запоминали алгоритм действий во время гигиенических процедур, им стоит рассказать о пользе этого процесса. Да и взрослым не мешало бы знать об опасности, которую может принести забывчивость в этом плане. И так, с грязными руками мы имеем:

Казалось бы, что может быть проще, чем помыть руки. Но ребенку лучше показывать каждое последовательное действие в виде картинки, чтобы оно воспринималось проще и быстрее. Важно помнить о том, что стенд с картинками о мытье рук нужно расположить на уровне детских глаз или чуть выше. Не нужно вешать алгоритм высоко (как - для родителей) или незаметно. Идеальный вариант – прямо над раковинами, предназначенными для малышей.

Картинки распечатывайте крупно или нарисуйте их самостоятельно, а потом проговорите с ребятами, что они видят. Даже можно сыграть в игру, правильно положив имеющиеся картинки в нужной последовательности. Кроме самого процесса, детям стоит усвоить сопутствующие слова: мыло, пена, вымыть, насухо, мыльница, кран, скользко, мокро, микробы и прочие. И так, к алгоритму:

Закатать рукава, чтобы их не намочить.
Открыть кран с водой.
Взять мыло.
Намылить руки.
Смыть пену с рук.
Закрыть кран с водой.
Отжать руки.
Вытереться полотенцем.
Опустить рукава обратно.

Конечно, первые пробные манипуляции у раковины стоит проводить всем вместе, даже можете предложить детям потренироваться на куклах. Еще один важный момент – пояснение, проводимое тремя способами: словесно, наглядно и практически. Их нужно презентовать постепенно, один за другим. То есть сначала рассказываете (в форме игры, шуток, кукол), потом показываете на примере, а уже после идете все вместе мыть ручки.

Дополнительные знания

Рассказав и показав, как правильно мыть руки, не забудьте упомянуть и о пояснить возникающие ситуации:

  1. Отжимать воду с рук нужно для того, чтобы не намочить пол. Иначе кто-нибудь может поскользнуться и упасть.
  2. Полотенце нужно вешать в расправленном виде, не комкать его – так оно быстрее высохнет до следующего прихода малыша. А петелька посерединке нам нужна для того, чтобы полотенце не упало на пол.
  3. Напор воды в кране нужно делать средним или слабым, чтобы не забрызгать пол и одежду.
  4. Мыло обязательно нужно класть обратно в мыльницу, а не оставлять его в раковине, иначе оно станет слишком мягким и быстро испортится.
  5. Смывать пену стоит очень тщательно, чтобы она потом случайно не попала в глазки или ротик. Мыло очень щиплет глазки.

Алгоритм мытья рук в детском саду в картинках помогает малышам ориентироваться, привыкать к чистоте и служит украшением туалетной комнаты. Детская гигиена в целом во многом важнее взрослой, поскольку у малышей только-только формируется , вырабатываются привычки все-таки не брать руки или игрушки в рот. Педагог ответственен за то, чтобы воспитанники в стенах детского сада всегда имели доступ к раковине с мылом и полотенцу.


    1. Внешний вид, части тела.
    2. Места проживания.
    3. Чем питается.
    5. Отношения с человеком.
    Пособие включает в себя:
    - иллюстрации;
    - познавательную информацию;
    - развивающие задания;
    - разрезные картинки;
    - лото.


    Схема составления описательного рассказа.
    1. Внешний вид, части тела.
    2. Места проживания.
    3. Чем питается.
    4. Как зовут детеныша, как он выглядит.
    5. Отношения с человеком.
    6. Что ты знаешь интересного об этом животном.
    Пособие включает в себя:
    - иллюстрации;
    - познавательную информацию;
    - развивающие задания;
    - разрезные картинки;
    - лото.


    Схема составления описательного рассказа.
    1. Внешний вид, части тела.
    2. Места проживания.
    3. Чем питается.
    4. Как зовут детеныша, как он выглядит.
    5. Отношения с человеком.
    6. Что ты знаешь интересного об этом животном.
    Пособие включает в себя:
    - иллюстрации;
    - познавательную информацию;
    - развивающие задания;
    - разрезные картинки;
    - лото.


    Перед вами игра «Загадочные картинки» для детей дошкольного возраста, занимаясь по которой дети смогут развить внимание, зрительное восприятие, абстрактное мышление.
    Перед началом игры разрежьте 8 карт по пунктирным линиям. У вас получатся маленькие карточки, на которых изображены 16 различных предметов и схемы к ним. Каждому предмету соответствует его схематическое изображение.
    Вариант 1
    Каждый участник берет по 5 любых карточек. Игра проходит по принципу «Домино». Первым выкладывает свою карточку тот, у кого находится карточка с изображенным реалистичным предметом и соответствующей к нему схемой. Следующие участники выкладывают карточки друг к другу по принципу картинка к картинке и схема к схеме. Если у кого-то нет подходящей картинки, он берет ее из оставшихся карточек. Выигрывает тот, кто первым выложит все карточки.
    Вариант 2
    Каждый участник берет также по 5 карточек. Первым выкладывает карточку тот, у кого находится карточка с предметом и соответствующей к нему схемой. Следующие участники выкладывают карточки друг к другу по принципу карточка к схеме, а схема к картинке. Так же как и в первом варианте выигрывает тот, кто первым выложит все карточки.

Детские сады воспринимаются многими родителями как «недорогая платная няня», которая занимает время их ребенка, давая взрослым возможность работать и вести свою жизнь. Но детские учреждения приносят много пользы. Дети в саду не просто играют, едят и спят. Ребят учат не только отвечать на вопрос: «Как говорит кошечка и собачка?» А прививают хорошие манеры, любовь к личной гигиене и знакомят с понятиями об окружающем мире.

В дошкольных учреждениях существует режим, где каждое занятие отрабатывается до автоматизма. Так детям проще привыкнуть выполнять ряд действий, превращая их в условные рефлексы, положительные навыки и умения. Алгоритм умывания в детском саду является частью процесса приучения ребенка к чистоплотности.

Правильные привычки формируются с раннего детства

Чем раньше ребенок начинает усваивать правильные привычки, тем легче он их воспринимает. Поэтому вопросу гигиены уделяется пристальное внимание в младших группах дошкольных учреждений. Привычки закрепляются в подсознании после многократного повторения. Для этого используют методические пособия в картинках, понятных детям: алгоритм умывания, мытья рук, приема пищи. Водные процедуры относятся к правильным привычкам. Важно, чтобы алгоритм умывания в младшей группе соблюдался со строгой последовательностью, тогда будет достигнут желаемый результат.

Наступает время умывания

Дети привыкают, что, возвращаясь с прогулки, следует сначала вымыть руки, а лишь потом идти обедать. После завтрака, обеда и полдника все ребята моют руки и умывают лицо, смывая остатки пищи. Умывание после еды - важное правило, так как в младшей группе дети еще не едят так аккуратно, как это делают более взрослые. После дневного сна малыши ополаскивают лицо прохладной или теплой водой, превращая умывание в ритуал пробуждения ото сна.

Место проведения водных процедур

При формировании привычки важное место занимает комфорт. Умывальники должны располагаться на высоте, удобной малышу. Жидкое мыло с дозатором предпочтительнее обычного твердого. Вода должна быть теплой или прохладной. Воспитатели сначала регулируют температуру воды, а лишь потом подводят детей по очереди к раковине. Кожа лица намного чувствительнее кожи на руках, поэтому слишком холодная или горячая вода может вызвать у ребенка неприятные ощущения и надолго отбить охоту соприкасаться с водой. Важно следить, чтобы мыло не попало в глаза ребенку, предварительно воспитатели объясняют как именно стоит мылить руки и лицо, акцентируя внимание детей на том, что мыло, попадая в глаза, сильно щиплет. У каждого должно быть свое личное полотенце, над которым обычно находится картинка. Такая же картинка находится на индивидуальном шкафчике и на кровати каждого малыша.

Визуальное восприятие алгоритма

Алгоритм умывания в картинках должен располагаться рядом или над умывальниками. Дети видят порядок совершаемых действий и запоминают их. Кроме этого, ребенок обязательно должен видеть себя в зеркало, находящееся напротив раковины. Трехлетнему малышу важно видеть результат своих действий: сначала личико было грязным, а после стало чистым. Каждый малыш знает свою картинку над полотенцем, где нарисован слон или цыпленок. Так дети учатся воспринимать принадлежность предметов, к примеру, с медвежонком - это его полотенце, а с черепашкой - чужое. Важно, чтобы ребята запоминали визуально место, где висит именно их полотенце, так как использование чужого негигиенично.

Поддерживание ритуала умывания дома

Многих родителей раздражает, когда ребенок каждые пять минут тащит их в ванную, измазавшись в красках, варенье, йогурте или в чем-то другом. Это происходит из-за того, что в детском саду прививают привычку мыть испачканные личики и руки. Дети постоянно пачкаются, к этому нужно относиться спокойно. Безусловно, родителям незачем развешивать картинки по всему дому, но алгоритм умывания тоже им знаком. Поэтому они могут поддерживать стремление своего чада к чистоте. Когда замарашка просится в ванную, чтобы вымыть руки или умыться, не стоит это игнорировать.

Для самостоятельных малышей можно поставить в ванной комнате маленький стульчик, повесить низко его полотенце. Следует показать ребенку, что он может сам умыться, когда это будет ему необходимо. Когда ванная комната уже освоена, все равно необходимо наблюдать, чтобы кран не оставался открытым после водных процедур. Если же малыш еще не настолько самостоятельный, то родителям все равно придется контролировать процесс умывания.

Умывание - это важная привычка для ребенка от двух до трех лет. Чем раньше он усвоит, что должен быть чистеньким, тем проще будет с ним взаимодействовать, когда наступит кризис трех лет и ребенок начнет сопротивляться всему на свете. В момент кризиса сложно заставить выполнять последовательность всего алгоритма умывания. Следовательно, приучить его ополаскивать лицо будет намного сложнее. Воспитатели младших групп детских садов приучают совершать необходимые ритуалы, создавая на их основе полезные навыки.

Специалисты утверждают: только один человек из 20 моет руки правильно. В результате у остальных на них остаются вредные бактерии, способствующие возникновению различных инфекционных заболеваний. Как правильно мыть руки по евростандарту, нужно знать не только хирургу и тем, кто работает в медицине. В быту, даже детском саду, тоже пригодятся эти знания, ведь ситуаций, когда на кожу рук могут попасть опасные микроорганизмы, происходит много в повседневной жизни.

Как часто нужно мыть руки

Частота мытья рук зависит не от времени, прошедшего после последней их обработки. Ежечасно в быту мыть руки нет необходимости. Более того, частое мытье рук вредно, особенно если во время процедуры используются антисептические средства. Дело в том, что они уничтожают не только вредные бактерии, но и полезные, тем самым ослабляя защитные функции кожи и ставя ее под угрозу заражения кожными заболеваниями. Даже если этого не произойдет, даже самое щадящее гипоаллергенное мыло нарушит естественный кислотно-щелочной баланс эпителия. Кожные покровы из-за этого станут сухими, раздраженными, начнут шелушиться. Особенно высока вероятность возникновения дерматитов в тех случаях, когда используется горячая вода.

Мыть руки нужно в тех ситуациях, когда имеются явные их загрязнения или существует риск попадания на них вредных микроорганизмов. Ситуации эти хорошо известны. Руки моются:

  • перед тем, как готовить еду и подавать ее на стол;
  • перед принятием пищи;
  • после посещения санитарной комнаты;
  • перед уходом за больным и после этого;
  • при возвращении домой;
  • после поездки в транспорте;
  • после посещения общественных мест (магазина, больницы);
  • если в руках побывали деньги;
  • по завершении уборки.

Когда мыть руки

В остальных случаях процедура мытья рук считается излишней. Почему не стоит чрезмерно усердствовать, читайте выше. К тому же специалисты в один голос твердят: важно не то, сколько раз и как долго вы моете руки, а как вы это делаете. При правильном выполнении этой гигиенической процедуры должная степень чистоты будет достигнута через 30-60 минут. Даже на хирургическую обработку рук при наличии навыка уходит всего пара минут.

Правила мытья рук

Качественное мытье рук должно осуществляться в определенной последовательности. Ее описывает европейский стандарт EN-1500. Правильная процедура мытья рук по евростандарту выглядит следующим образом:

  1. Включите кран.
  2. Нанесите на ладонь жидкое мыло или воспользуйтесь кусковым.
  3. Потрите ладони рук друг о друга. Это движение, как и все последующие, по евростандарту повторяется 5 раз.
  4. Правой рукой движениями «вверх-вниз» потрите правой рукой тыльную сторону левой. После этого левой рукой помойте таким же способом тыльную сторону правой.
  5. Сплетите пальцы и встречными движениями вымойте внутреннюю поверхность пальцев двух рук одновременно.
  6. Сожмите руки «замочком» и пальцами потрите ладони у основания пальцев другой руки.
  7. Возьмите в ладонь большой палец левой руки, вымойте его вращательными движениями. То же самое проделайте с другим большим пальцем.
  8. Подушечками пальцев круговыми движениями помойте поочередно ладони.
  9. Смойте мыло.
  10. Вытрите руки сухим полотенцем (можно бумажным) или чистой салфеткой (одноразовым платком).
  11. Полотенцем или салфеткой закройте кран.
  12. Дайте досохнуть естественным путем (без использования электросушилки).

Как правильно мыть руки по евростандарту

Перед тем, как осуществлять описанные выше действия по евростандарту EN-1500 к процедуре нужно подготовиться: засучить рукава, снять украшения, включая часы и браслеты. После завершения процедуры мытья рук по евростандарту рекомендуется нанести на них увлажняющий лосьон или крем. Для более качественного удаления процедуру мытья рук лучше повторить дважды, в этом случае они станут практически абсолютно безопасны, тогда как после первого мытья часть бактерий может остаться на ладонях.

Чем мыть руки

Антибактериальным мылом пользоваться допустимо лишь в случаях крайней необходимости, ведь и простое неплохо справляется с задачей уничтожения бактерий.

При выборе мыла внимание правильно обращать не на дизайн флакона и аромат, а на его состав. Лучше будет, если в нем использованы натуральные моющие компоненты, а не агрессивные щелочи. Наличие смягчающих и увлажняющих компонентов приветствуется, а вот отдушки – это уже лишнее, они могут вызывать аллергические реакции.

Как мыть ладошки детям

Детишек тоже необходимо научить правильному мытью рук, ведь в детском саду им придется делать это самостоятельно. Для них евростандарт слишком сложен, но и риск заразиться в детском учреждении ниже, чем на работу у взрослых. Поэтому детей можно научить упрощенной схеме:

  1. Пусть малыш в первую очередь завернет рукава.
  2. После этого можно включить кран, намочить ладошки.
  3. Намылить ручки мылом.
  4. Потереть их друг о друга с разных сторон.
  5. Смыть мыло.
  6. Закрыть кран.
  7. Вытереть руки полотенчиком.
  8. Спустить рукава обратно.

Знание этой нехитрой инструкции поможет вашим детям не заболеть и приучит их относиться к соблюдению личной гигиены серьезно.

Как мыть руки в детском саду

15 октября во всем мире отмечается День мытья рук, что уже говорит о важности этой не сложной гигиенической процедуры. Не стоит пренебрегать ей. При этом лучше всего пользоваться евростандартом, тогда ваши ладони всегда будут безопасны.



В продолжение темы:
Сад и огород

У интеллигенции дореволюционной России была своя любимая святая: Иулиания Лазаревская или Муромская. Она была примером для всех людей, видевших свое предназначение в служении...

Новые статьи
/
Популярные