Русская изба: ковчег среди лесов. Традиционные типы домов на руси Размеры русской избы

Сколько стен у русской избы? Четыре? Пять? Шесть? Восемь? Все ответы верные, потому что вопрос - с подвохом. Дело в том, что на Руси строили разные избы, отличавшиеся друг от друга назначением, зажиточностью хозяев, регионом и даже количеством стен! Так, например, избушка, которую каждый в детстве видел в иллюстрированных книжках с народными сказками (та самая, на курьих ножках) называется четырёхстенок. Куриных ножек у настоящего четырёхстенка, конечно, нет, но в остальном он выглядит именно так: срубленный дом о четырёх стенах с симпатичными окошками и большой крышей.

Но если с четырьмя стенами всё очевидно и понятно, как выглядит пятистенная изба? Где находится эта загадочная пятая стена? Удивительно, но, даже осмотрев знаменитый русский пятистенок со всех сторон и побывав внутри, правильно показать пятую стену в избе удаётся далеко не всем. Варианты называют самые разные. Иногда даже говорят, что пятая стена - это крыша. Но, оказывается, пятой стеной называют на Руси ту, которая расположена внутри избы и делит огромный дом на два жилых помещения. Та же стена, которая отделяет от жилого помещения нежилые сени, ни пятой, ни шестой стеной не считается. Законный вопрос: почему?

Как известно, избы строили по «венцам»: клали поочерёдно все брёвна одного горизонтального ряда, а значит, все стены в доме - четыре внешние и одна внутренняя - возводились одновременно. А вот сени уже достраивались отдельно. Внутреннее помещение избы делилось на две части: горницу и жилую комнату, в которой ставили печь и готовили еду. Горница специально не отапливалась, но считалась парадным помещением, в котором можно было принять гостей или собраться всей семьёй по случаю праздника.

Во многих регионах даже когда крестьянские дети вырастали и обзаводились своими семьями, они продолжали жить вместе с родителями, и тогда пятистенок становился домом на две семьи. В дом прорубался дополнительный вход, ставилась вторая печь, достраивались вторые сени. В пятистенке ЭТНОМИРа вы увидите особую, модифицированную русскую печь с двумя топками, которая обогревает оба помещения, и необычные двойные сени.

Пятистенок считается большой, богатой избой. Такую мог построить только мастеровой хозяин, умеющий и любящий трудиться, поэтому в пятистенке ЭТНОМИРа мы обустроили ремесленную мастерскую и проводим мастер-классы, посвящённые традиционной славянской кукле.

Это может показаться невероятным, но историки и этнографы насчитывают более 2,5 тысяч кукол Руси: игровых, обрядовых, обереговых. В нашем пятистенке вы увидите свыше ста разных кукол, сделанных из лоскутков, лыка, соломы, золы и других подручных, повседневных материалов крестьянского быта. И у каждой куколки - своя история, свой интересный рассказ и своё предназначение. Какая из них тронет вашу душу? Девка-баба, жалейка, столбушка, скрутка, травница, утешница или, может, неразлучники? Закажите мастер-класс «Домашние и семейные куклы-обереги» ! Вы услышите истории некоторых кукол, удивитесь мудрости предков и их мастерству, сделаете свой памятный сувенир: лоскутного ангела на счастье, домашнюю масленицу, маленькую крупеничку - на достаток в доме - или ладушку для мира и лада в вашей семье. А хранительница культуры расскажет вам, почему многие куклы правильнее изготавливать без ножниц, отчего у них нет лица и как именно добрые мысли и вера, с которыми мастерили кукол наши праматери, помогали им в жизни.

Сруб пятистенок – это загородный дом для постоянного проживания, также этот метод применяют для строительства бань. Определяем достоинства и отрицательные стороны этого метода строительства.Существует классический способ строительства деревянного сруба 6х9. Такой дом является четырехугольным строением, у которого посередине есть пятая стена.

Ручная рубка пятистенка – сруб 6х9 с пятой стеной посередине

Достоинства сруба пятистенка

Деревянное строение 6х9 предусматривает дополнительную перегородку, потому что стандартные размеры бревен равны 6 метрам, стена послужит соединением для таких брусков, это некий стандарт, который используют . Этот вид жилья из дерева один из древних, теперь он считается стандартом современных срубов, позволяя создавать разнообразную планировку домов. Строительство такого типа имеет некоторые положительные стороны, которые были оценены нашими предками:

2. Такие дома являются энергоэффективными, наличие пятой стены дает возможность удерживать большее количество тепла, такие свойства отлично подходят для бани из дерева. Этот положительный аспект служил нашим предкам долгое время, такой дом всегда был удобным и теплым.

3. Стоимость такого сооружения будет дороже, но внутренняя отделка позволит сэкономить стройматериал. Стену не требуется дополнительного вмешательства, кроме обработки защитными жидкостями. Рубленая стена выглядит привлекательно, давая возможность оборудовать непредсказуемый интерьер, он станет решением, как для бани, так и для жилого строения. Деревянный дом 6х9 с пятью стенами будет отличным вариантом для домов русского стиля или украинской хаты.

Но сруб дома пятистенок имеет и отрицательные стороны, их необходимо просчитать заранее. Дома из цельных древесных бревен иногда создают с перестенком в качестве декоративного элемента, а также для небольших домов с цельными брусками, считается, что в этих случаях пользы никакой. Такие дополнения вызывают образование ненужных щелей, требующих дополнительного ухода. Увеличивается количество межвенцового утеплителя для прокладывания во всех наружных замках.

Характерный недостаток сруба пятистенка – это ограничения в планировке. Больше такое планирование подходит для бани, заранее уже разделяются помещения, а вот для дополнительных помещений места нет. Отпадает возможность поместить бассейн или комнату отдыха. А в случае строительства бани в два этажа, трудно придумать место для лестницы.


Выйти из положения можно, сделав второй этаж мансардным, перестенок будет присутствовать только в нижней части дома, а мансарду можно распланировать на собственный вкус. Верхний ярус может быть просторной комнатой-спальней или гостевой. Отсюда вывод, пятистенок остается самым востребованным решением, хоть и наделен некоторыми отрицательными качествами, к тому же будет актуальным всегда в данной области строительства.

Как возводится сруб-пятистенок

Чтобы построить деревянное сооружение 6х9 берут круглые бревна или брус, окружность такого материала должна быть в пределах 22-26 см. Учитывая климат региона, выбирают толщину стройматериала. Это не сильно отразится на стоимости сруба, потому что толстые бревна нужны в малом количестве. Ручной вариант деревянного дома-пятистенка является сложным процессом, который следует поручить опытному плотнику, иногда лучше приобрести уже готовый сруб.

Предварительно ошкуренные бревна являются классическим вариантом для строительства. Мастера часто отказываются от оцилиндрованных бревен, снятый защитный слой снижает прочность дома. Хотя, обработанное таким образом дерево, делает его легким в укладке, что подходит для создания очень ровных поверхностей. Нумерация бревен для сруба осуществляется в процессе обработки, что позволяет собрать сруб согласно схеме.

Стена внутри сруба – это переруб, возводят ее параллельно с основными стенами с остатком, бревна немного должны выступать за пределы основных стен. Это позволит беречь тепло, деревянный дом надежно защищен от холода.

Верная последовательность возведения сруба:

Укладка гидроизоляции на заранее созданный и подготовленный фундамент, где размещают начальный венец. Тут пригодятся прочные и толстые бревна, низ которых стесан до ровного состояния.

Затем укладывают остальные пронумерованные части, соединение которых называется «в чашу» или «в охлоп». Первое название подразумевает строить сруб бани пятистенок с образованием полукруглой выемки в начальном брусе снизу, а потом сверху. Второй вариант более надежный, он предусматривает непопадание снега или дождевой воды внутри соединения.

Скреплять бревна необходимо только деревянными нагелями, их вставляют в необходимые отверстия. Каждый слой венца перекладывается утеплительными материалами. После того, как сруб полностью готов, он должен пройти процесс усадки, после чего можно возводить крышу и приступать к отделочным работам.

Такой сруб, как баня пятистенок 6х9 – это вариант возведения надежного строения, с теплыми и уютными помещениями. Такие деревянные дома позволят фантазировать с отделкой, хотя это вариант классического дома из дерева.

Уважаемые коллеги, доброго вам времени суток! Требуется консультация специалистов и лиц, которые уже сталкивались с данной проблемой.
Суть проблемы состоит в том, что назрел вопрос решать судьбу второй половины пятистенка. Соседи построили новый дом и с этим хотят производить какие-то манипуляции, мне пока не известные, но намёки на распил дома и уничтожение своей половины уже были. Хочу сразу сказать, что мы с соседями в хороших отношениях, ругаться с ними совсем не хочется, но в то же время очень хочется прийти к определённому решению, которое устроит нас обоих. Я, в принципе, не против, чтоб они свою половину убрали, мне было-бы проще, так как из-за неопределённости и я ничего не могу сделать со своей половиной, ну, могу конечно, но если вторая половина в последствии будет отпилена, то и мне придётся переделывать и стену и часть кровли. А это уже разница во внешнем виде и т. д., ну не в этом суть.
Так вот, вопрос, жилой дом, стандартный для Московского региона, одноэтажный сруб 1938 года 6*12 метров. Состояние венцов довольно не плохое. что из себя представляет перегородка, понятия не имею, знаю, что там такие же брёвна, а вот как они скреплены с внешними стенами, я не знаю (думаю, специалисты представляют, каким образом это делалось в тот период времени). Фундамент под средней стеной есть, то есть не фундамент, а перегородка из того же камня, что и общий фундамент, но между ней и первым венцом есть расстояние, венец на камнях не лежит. Возможно ли, в принципе, пилить такой дом? Если возможно, что нужно сделать для укрепления и утепления средней стены до начала распила и после того? Какие документы и от каких служб мне должен предоставить сосед, чтоб начать данные работы? Уж очень не хочется, чтоб стены раскатились в разные стороны. В принципе, сосед собирался всё делать за свой счёт, оно и понятно, а что я должен от него потребовать, либо что он должен будет обязательно сделать по завершении этих работ?
Думаю, я понятно донёс свои вопросы, это не праздный интерес, это крик души. Я прекрасно понимаю, что сейчас всё продаётся и покупается, в том числе и всевозможные разрешения. И разрешение на распил данного дома может дать какая-нибудь "шарашкина контора".
Надеюсь, моя тема не останется без внимания, и я очень благодарен людям, откликнувшимся и давшие мне советы.
С уважением, Александр.
P. S. Фото никакие не предоставил, так как даже не знаю, что показать. Среднюю перегородку я физически не могу увидеть, всё обшито и с внутренней и с внешней стороны. Фундамент обычный, бутовый камень на цементе.

Утром светило солнце, да только воробьи шибко раскричались - верная примета к метели. В сумерках повалил частый снег, а когда поднялся ветер, запорошило так, что и протянутой руки не разглядеть. Бушевало всю ночь, и на следующий день буран не растерял силы. Избу замело до верха подклета , на улице сугробы в человеческий рост - не пройти даже к соседям, а за околицу села и вовсе не выбраться, но идти никуда особо и не нужно, разве что за дровами в сарай-дровяник. Припасов в избе хватит на всю зиму.

В подклете - бочки и кадушки с солёными огурцами, капустой, грибами и брусникой, мешки с мукой, зерном и отрубями для птицы и другой живности, на крючьях сало да колбасы, вяленая рыба; в погребе в бурты засыпаны картошка и прочие овощи. И на скотном дворе порядок: две коровы пережёвывают сено, которым до крыши завален ярус над ними, свиньи похрюкивают за загородкой, птица дремлет на насесте в выгороженном в углу курятнике. Прохладно здесь, но мороза нет. Сложенные из толстых брёвен, тщательно проконопаченные стены сквозняков не пропускают и сохраняют тепло животных, преющего навоза и соломы.


А в самой избе о морозе и вовсе не помнится - жарко натопленная печь остывает долго. Вот только детишкам скучно: пока буран не кончится, из дому поиграть, побегать не выйдешь. Лежат малыши на полатях, слушают сказки, что рассказывает дед…

Самые древние русские избы - до XIII века - строили без фундамента , почти на треть зарывая в землю, - так было проще сберечь тепло. Выкапывали яму, в которой принимались собирать венцы из брёвен . До дощатых полов было ещё далеко, и их оставляли земляными. На тщательно утрамбованном полу из камней выкладывали очаг. В такой полуземлянке люди проводили зимы вместе с домашней живностью, которую держали ближе к входу. Да, и дверей не было, а небольшое входное отверстие – только бы протиснуться - прикрывали от ветров и холодов щитом из полубрёвен и матерчатым пологом.

Прошли века, и русская изба выбралась из-под земли. Теперь её ставили на каменном фундаменте. А если на столбах-сваях, то углы опирали на массивные колоды. Те, кто побогаче, делали крыши из тёса, селяне победнее крыли избы щепой-дранкой. И двери появились на кованых петлях, и окошки прорубались, и размеры крестьянских строений заметно увеличились.

Лучше всего знакомы нам традиционные избы, какими они сохранились в сёлах России от западных до восточных пределов. Это изба-пятистенка, состоящая из двух помещений - сеней и жилой комнаты, или шестистенка , когда собственно жилое помещение делится ещё одной поперечной стеной на-двое. Такие избы ставили в деревнях вплоть до самого последнего времени.

Крестьянская изба Русского Севера строилась иначе.

По сути, северная изба - это не просто дом, а модуль полного жизненного обеспечения семьи из нескольких человек в течение долгой, суровой зимы и холодной весны. Этакий космический корабль на приколе, ковчег, путешествующий не в пространстве, а во времени - от тепла до тепла, от урожая до урожая. Человеческое жильё, помещение для скота и птицы, хранилища припасов - всё находится под одной крышей, всё под защитой мощных стен. Разве что дровяной сарай да амбар-сеновал отдельно. Так они тут же, в ограде, пробить к ним в снегу тропу нетрудно.

Северная изба строилась в два яруса. Нижний - хозяйственный , там скотный двор и хранилище припасов - подклет с погребом. Верхний - жильё людей, горница, от слова горний, то есть высокий, потому что наверху. Тепло скотного двора поднимается вверх, это люди знали с незапамятных времён. Чтобы попасть в горницу с улицы, крыльцо делали высоким. И, взбираясь на него, приходилось одолеть целый лестничный пролёт. Зато как бы ни навалил буран сугробы, вход в дом они не заметут.
С крыльца дверь ведёт в сени - просторный тамбур, он же - переход в другие помещения. Здесь хранится разная крестьянская утварь, а летом, когда приходит тепло, в сенях спят. Потому что прохладно. Через сени можно спуститься на скотный двор, отсюда же - дверь в горницу. Только входить в горницу нужно осторожно. Для сохранения тепла дверь делали низкой, а порог высоким. Поднимай ноги повыше да пригнуться не забудь - неровён час набьёшь шишку о притолоку.

Просторный подклет находится под горницей, вход в него - со скотного двора. Делали подклеты высотой в шесть, восемь, а то и десять рядов брёвен - венцов. А начав заниматься торговлей, хозяин превращал подклет не только в хранилище, но и в деревенскую торговую лавку - прорубал на улицу окно-прилавок для покупателей.

Строили, впрочем, по-разному. В музее «Витославлицы» в Великом Новгороде есть изба внутри, как океанское судно : за уличной дверью начинаются ходы и переходы в разные отсеки, а чтобы в горницу попасть, нужно по лестнице-трапу взбираться под самую крышу.

В одиночку такой дом не построишь, потому в северных сельских общинах избу для молодых - новой семьи - ставили всем миром. Строили все селяне: вместе рубили и возили лес, пилили огромные брёвна, укладывали венец за венцом под крышу, вместе радовались построенному. Только когда появились бродячие артели мастеровых-плотников, строить жильё стали нанимать их.

Северная изба снаружи кажется огромной, а жилое помещение в ней одно - горница площадью метров двадцать, а то и меньше. Все там живут вместе, и старые и малые. Есть в избе красный угол, где висят иконы да лампадка. Здесь садится хозяин дома, сюда же приглашают почётных гостей.

Главное место хозяйки - напротив печи, называется кут. А узенькое пространство за печкой - закут. Отсюда и пошло выражение «ютиться в закутке» - в тесном углу или крохотной комнатушке.

«В горнице моей светло…» - поётся в популярной не так давно песне. Увы, долгое время это было совсем не так. Ради сохранения тепла окошки в горнице рубили маленькие, затягивали их бычьим или рыбьим пузырём либо промасленной холстиной, с трудом пропускавшими свет. Лишь в богатых домах можно было увидеть слюдяные окна. Пластинки этого слоистого минерала закрепляли в фигурных переплётах, отчего окно становилось похожим на витраж. К слову, из слюды были даже окошки в возке Петра I, который хранится в собрании «Эрмитажа». Зимой в окна вставляли пластины из льда. Их вырезали на замёрзшей реке или намораживали в форме прямо во дворе. Выходило светлее. Правда, готовить новые «ледяные стёкла» взамен тающих приходилось часто. Стекло появилось в Средние века, но как строительный материал русская деревня узнала его лишь в ХIХ столетии.

Долгое время в сельских, да, и в городских избах печи клали без труб . Не потому, что не умели или не додумались, а всё по тем же соображениям - как бы лучше сберечь тепло. Трубу как ни перекрывай заслонками, а морозный воздух всё равно проникает снаружи, выстуживая избу, и печь приходится топить гораздо чаще. Дым из печи попадал в горницу и выходил на улицу лишь через маленькие окошки-дымницы под самым потолком, которые открывали на время топки. Хотя печь топили хорошо высушенными «бездымными» поленьями, дыма в горнице хватало. Оттого избы назывались чёрными или курными.

Печные трубы на крышах сельских домов появились только в XV-XVI веках , да, и то там, где зимы были не слишком суровыми. Избы с трубой именовались белыми. Но поначалу делали трубы не каменными, а сбивали из дерева, что нередко становилось причиной пожара. Лишь в начале XVIII века Пётр I специальным указом повелел в городских домах новой столицы - Санкт-Петербурга, каменных или деревянных, ставить печи с каменными трубами .

Позднее в избах зажиточных крестьян кроме русских печей, в которых готовилась еда, стали появляться привезённые в Россию Петром I печи-голландки , удобные своими небольшими размерами и очень высокой теплоотдачей. Тем не менее печи без труб продолжали класть в северных сёлах вплоть до конца XIX века.

Печь — самое тёплое спальное место - лежанка , принадлежащая по традиции самым старшим и самым младшим в семье. Между стеной и печью тянется широкая полка - полати. Там тоже тепло, поэтому на полати клали спать детей. Родители располагались на лавках, а то и на полу; время кроватей ещё не настало.

Почему детей на Руси наказывая, ставили в угол?

Что сам по себе на Руси означал угол? Каждый дом в старину был маленькой церковью, в котором имелся свой Красный Угол (Передний Угол, Святой Угол, Божница), с иконами.
Именно в этот Красный Угол родители ставили своих детей чтобы они молились Богу за свои проступки и в надежде, что Господь сможет вразумить непослушного ребёнка.

Архитектура русской избы постепенно менялась и усложнялась. Жилых помещений становилось больше. Кроме сеней и горницы появилась в доме светлица - действительно светлое помещение с двумя-тремя большими окнами уже с настоящими стёклами. Теперь в светлице проходила большая часть жизни семьи, а горница выполняла роль кухни. Обогревалась светлица от задней стенки печи.

А зажиточные крестьяне делили обширный жилой сруб избы двумя стенами крест-накрест, разгораживая таким образом четыре комнаты. Даже большая русская печь обогреть всё помещение не могла, вот тут и приходилось ставить в самую дальнюю от неё комнату дополнительно печь-голландку.

Непогода бушует неделю, а под крышей избы её почти не слышно. Всё идёт своим чередом. У хозяйки хлопот больше всех: ранним утром подоить коров и насыпать зерна птицам. Потом распарить отруби для свиней. Воды принести из деревенского колодца - два ведра на коромысле, полтора пуда общим весом, да, и еду надо готовить, семью кормить! Детишки, понятно, помогают чем могут, так исстари повелось.

У мужчин зимой забот меньше, чем весной, летом и осенью. Хозяин дома - кормилец - трудится без устали всё лето от зари до зари. Пашет, косит, жнёт, молотит на поле, рубит, пилит в лесу, строит дома, рыбу добывает и лесного зверя. Как хозяин дома наработает, так и будет жить его семья всю зиму до следующей теплой поры, потому зима для мужчин - время отдыха. Конечно, без мужских рук в сельском доме не обойтись: починить то, что нуждается в починке, наколоть и принести в дом дров, почистить хлев, сделать сани, и устроить выездку лошадям, семью свозить на ярмарку. Да, в деревенской избе много дел, требующих крепких мужских рук и смекалки, что ни женщине, ни детям не по силам.

Срубленные умелыми руками северные избы стояли века. Сменялись поколения, а дома-ковчеги по-прежнему оставались надёжным убежищем в суровых природных условиях. Только могучие брёвна темнели от времени.

В музеях деревянного зодчества «Витославлицы» в Великом Новгороде и «Малые Корелы» под Архангельском есть избы, возраст которых перевалил за полтора столетия. Их разыскивали в заброшенных деревнях учёные-этнографы и выкупали у перебравшихся в города владельцев.

Потом бережно разбирали, перевозили на музейную территорию и восстанавливали в первозданном виде. Такими и предстают они перед многочисленными экскурсантами, приезжающими в Великий Новгород и Архангельск.
***
Клеть - прямоугольный однокомнатный бревенчатый дом без пристроек размером чаще всего 2×3 м.
Клеть с печкой - изба.
Подклет (подклеть, подызбица) - нижний этаж здания, расположенный под клетью и используемый в хозяйственных целях.

Традиция украшать дома резными деревянными наличниками и другими декоративными элементами возникла в России не на пустом месте. Первоначально деревянная резьба, как и древнерусская вышивка, носила культовый характер. Древние славяне наносили на свое жилище языческие знаки призванные оберегать жилище, обеспечивать плодородие и защиту от врагов и природных стихий. Недаром в стилизованных орнаментах до сих пор можно угадать знаки обозначающие солнце, дождь, женщин воздевших руки к небу , морские волны, изображали животных — коней, лебедей, уточек или причудливое переплетение растений и диковинных райских цветов. В дальнейшем, религиозный смысл деревянной резьбы утрачивался , но традиция придавать различным функциональным элементам фасада дома художественный вид осталась до сих пор.

Практически в каждом селе, деревне или городе можно встретить удивительные образцы деревянного кружева, украшающего дом. Причем, в различных областях существовали совершенно различные стили деревянной резьбы для оформления домов. В одних районах используется преимущественно глухая резьба, в других скульптурная, но в основном, дома украшены прорезной резьбой, а также её разновидностью — резной декоративной деревянной накладной.

В старину, в различных районах России, и даже в разных деревнях резчики использовали определенные виды резьбы и элементов орнамента. Это хорошо заметно, если рассматривать фотографии резных наличников изготовленных в 19 и начале 20 веках. В одном селе традиционно использовали определенные элементы резьбы на всех домах, в другом селе мотивы резных наличников могли быть уже совсем другими. Чем дальше друг от друга находились эти населенные пункты, тем сильнее отличались по внешнему виду резные наличники на окнах. Изучение старинной домовой резьбы и наличников в частности, даёт этнографам много материала для изучения.

Во второй половине 20 века, с развитием транспорта, печати, телевидения и других средств коммуникации, орнаменты и виды резьбы, присущие ранее одному какому-либо региону, стали использоваться и в соседних сёлах. Началось повсеместное смешение стилей деревянной резьбы. Рассматривая фотографии современных резных наличников находящихся в одном населенном пункте можно удивляться их разнообразию. Может быть это и не так уж плохо? Современные города и посёлки становятся более яркими и неповторимыми. Резные наличники на окнах современных коттеджей часто вбирают в себя элементы лучших образцов деревянного декора.

Борис Руденко. Подробнее см.: http://www.nkj.ru/archive/articles/21349/ (Наука и жизнь, Русская изба: ковчег среди лесов)

Тысячу лет стоит Русь, раскинувшись от Калининграда до Камчатки. А некоторые традиции деревянного домостроения, правила и обычаи у нас, у современников, сохраняются до сих пор. Сейчас вновь популярными становятся деревянные дома и бани, особенно на загородных дачных участках. Тянет людей к истокам, из каменных и пыльных душных городов поближе к природе, лесу и речке...

Название русского дома "изба" происходит из древнерусского "истьба", что означает "дом, баня" или "истобка" из "Повести временных лет...". Древнерусское наименование деревянного жилища уходит корнями в праславянское "jьstъba" и считается заимствованным из германского "stubа". В древненемецком "stubа" означала "теплое помещение, баня".

По количеству стен в избе, избы подразделялись на четырехстенки, пятистенки, крестовики и шестистенки. Русская изба чаще всего была либо «четырехстенкой» (простая клеть), либо «пятистенкой» (клеть, перегороженная внутри стеной — «перерубом»).

Изба-пятистенка - сруб дома с пятой капитальной поперечной стеной внутри сруба, самый распространенный вид избы на Руси. Пятая стена в срубе дома делила помещение на две неравные части: большая часть была горницей, вторая служила либо сенями, либо дополнительной жилой частью. Горница служила основным помещением, общим для всей семьи, здесь была печь - сущность семейного очага, которая обогревала избу во время суровых зим. Горница служила и кухней, и столовой для всей семьи.

Пятистенка

Современная пятистенка

Изба-четырехстенка - простейшее строение из бревен, сруб дома из четырех стен. Такие избы строились иногда с сенями, иногда без них. Крыши в таких домах были двухскатные. В северных территориях к избам-четырехстенкам пристраивали сени или клети, чтобы морозный воздух зимой не попадал сразу в теплое помещение и не охлаждал его.

Четырехстенка

Изба-шестистенка - это то же, что и изба-пятистенка, только с двумя поперечными, параллельными друг другу пятой и шестой капитальной стеной из бревна.

Чаще всего избы на Руси строились с двором - дополнительными хозяйственными деревянными помещениями. Дворы в доме делились на открытые и закрытые и располагались в стороне от дома или вокруг него. В средней полосе России чаще всего строили дворы открытые - без общей крыши. Все хозяйственные постройки: сараи, хлевы, конюшни, амбары, дровенники и т.д. - стояли поодаль от избы.

На севере же строили дворы закрытые, под общей крышей, и выстеленными из дерева панелями на земле, по которым можно было перемещаться из одной хозяйственной постройки в другую, не боясь попасть под дождь или снег, территорию которой не обдувало сквозным ветром. Крытые единой крышей дворы примыкали к основной жилой избе, что позволяло в суровые зимы или дождливые осенне-весенние дни, попасть из теплой избы в сарай-дровенник, хлев или конюшню, не рискуя быть подмоченным дождем, обсыпанным снегом или обветренным уличными сквозняками.

Существовало три типа организации комплекса построек, составлявших двор. Единый большой двухэтажный дом на несколько родственных семей под одной крышей назывался «кошель». Если хозяйственные помещения пристраивались сбоку и весь дом приобретал вид буквы «Г», то его называли «глаголь». Если же хозяйственные пристройки подстраивались с торца основного сруба и весь комплекс вытягивался в линию, то говорили, что это«брус».

Типичный "глаголь"

А вот этот тип дома - шестистенок с заулком, причем заулок здесь служит сенями («изба с продольными
сенями»).

В дом вело «крыльцо», которое часто устраивалось на «помочах» («выпусках») — концах длинных бревен, выпущенных из стены. Такое крыльцо называлось «висячим».

За крыльцом обычно следовали «сени» (сень — тень, затененное место). Их устраивали для того, чтобы дверь не открывалась прямо на улицу, и тепло в зимнее время не выходило из избы.

Передняя часть здания вместе с крыльцом и сенями называлась в древности «всходом».

Если изба была двухэтажная, то второй этаж называли «поветью» в хозяйственных постройках и «горницей» в жилом помещении. Помещения же над вторым этажом, где обычно находилась девичья, назывались «теремом». На второй этаж особенно в хозяйственных постройках часто вёл «ввоз» — наклонный бревенчатый помост. По нему могла подняться лошадь с телегой, груженой сеном. Если крыльцо вело сразу на второй этаж, то сама площадка крыльца (особенно, если под ней находился вход на первый этаж) называлась «рундуком».

В древности избы были "черными" или "курными". Такие избы топились печами без дымохода. Дым при топке выходил не через дымоход, а через окно, дверь или дымницу в кровле. Так как избы были почти все «курные», то внутри до высоты человеческого роста стены были белые, специально вылощенные, а выше — черные от постоянного дыма.

На дымовой границе вдоль стен обычно располагались длинные деревянные полки — «воронцы», препятствующие проникновению дыма в нижнюю часть помещения. Дым выходил из избы либо через маленькие «волоковые окошки»,

либо через «дымник» — деревянную трубу, обильно украшенную резьбой.

Первые белокурные избы, согласно археологическим данным, появились на Руси в XII веке. Сначала в таких избах с печью и дымоходам жили богатые, состоятельные крестьяне, постепенно традицию строительства избы с печью и дымоходом стали перенимать все крестьянские сословия и уже в XIX веке редко можно было встретить черную избу, разве что только бани. Бани по-черному на Руси строили вплоть до ХХ века, достаточно вспомнить известную песню В.Высоцкого "Банька по-черному".

В богатых домах и храмах вокруг сруба часто устраивали «гульбище» — галерею, охватывающую здание с двух-трех сторон.

Резчиков и плотников на Руси всегда было много, и для них не составляло большого труда вырезать сложнейший растительный орнамент или воспроизвести сцену из языческой мифологии. Крыши украшали резными полотенцами, петушками, коньками.

Дом редко строили каждый для себя. Обычно на строительство приглашался весь мир («обчество»). Лес заготовляли еще зимой, пока нет в деревьях сокодвижения, а строить начинали с ранней весны. После закладки первого венца сруба устраивалось первое угощение «помочанам» («окладное угощение»). Такие угощения — отголосок древних ритуальных пиров.

После «окладного угощения» начинали устраивать сруб. В начале лета, после укладки потолочных матиц следовало новое ритуальное угощение помочанам. Затем приступали к устройству кровли. Дойдя до верха, уложив конек, устраивали новое, «коньковое» угощение. А уж по завершении строительства в самом начале осени — пир.

При строительстве новой избы наши предки соблюдали правила, выработанные веками, ведь возведение нового дома - это знаменательное событие в жизни крестьянской семьи и все традиции соблюдались до мелочей. Одним из главных заветов предков был выбор места для будущей избы. Новая изба не должна строиться на месте, где когда-то было кладбище, дорога или баня. Но в то же время желательно было, чтоб место для нового дома уже было обжитым, где проходила жизнь людей в полном благополучии, светлым и на сухом месте.

Возведение дома сопровождалось рядом обычаев. Во время укладки первого венца сруба (закладного), под каждый угол подкладывали монетку или бумажную купюру, в другой кусочек шерсти от овцы или небольшой моток шерстяной пряжи, в третий подсыпали зерно, а под четвертый клали ладан. Таким образом, при самом начале возведения избы, наши предки делали такие обряды для будущего жилища, которые знаменовали его богатство, семейное тепло, сытую жизнь и святость в дальнейшей жизни.

В новое жилье первой должна войти кошка.

На Севере Руси до сих пор сохраняется культ кошки. В народных поверьях считалось, что домовой и домашний кот являются родственниками. Когда домовой исчезает из дома, то кот выполняет его функции. Такое народное поверье заставляло всех жителей деревенских домов обзаводиться котами. В большинстве северных домов в толстых дверях в сени сделано внизу отверстие для кошки.

Обносился весь двор с постройками оградами различных устройств. Глухой забор из горизонтальных бревен или тесин назывался «заплотом» а из таких же вертикальных бревен — «частоколом». Оба эти вида изгороди нередко называли «тыном». Делали еще изгородь из косо поставленных жердей — «осёки», либо из редких горизонтальных жердей — «прясло».



В продолжение темы:
Потолок

Самая близкая к нам планета имеет очень красивое название, однако поверхность Венеры дает понять, что на самом деле в ее характере нет ничего, что напоминало бы о богине...

Новые статьи
/
Популярные