Особенности развития Японии в начале XX в. Экономика японии в начале хх века

Как всем, наверное, известно, середина XX века для Японии была омрачена трагическими событиями, связанными с бомбежкой Хиросимы и Нагасаки. И этот период был очень тяжелым для страны, ведь к тому же экономика ее была сильна ослаблена.

Единственным шансом восстановить страну из руин стало полное обновление производственной базы, а также мощные скачки технологий. Действуя с максимальными усилиями, японцам все-таки удалось не только развить производство компьютеров, автомобилей, каких-либо новых научных технологий по западным образцам, но и внести в них свои коррективы, за счет которых о стране заговорил весь мир.

Благодаря собственным дополнениям, в Японии сформировалась своя система образования, спорта, которая в полной мере отражает суть культуры этой страны. И сейчас трудолюбие японцев сделало их культуру привлекательной для всех народов мира, а также для людей всех возрастов. Заняв одно из первых мест на мировой арене, Япония теперь стремится совершенствоваться с каждым днем, создавая все больше прекрасных, необычных и новых вещей и технологий.


Отражение национального искусства в культуре XX века

Обогатившись новыми знаниями, культура Японии позволила перейти кинематографу на новый уровень. Поначалу японцы стали производить фильмы, в чем-то напоминающие обычные театры, но уже спустя время игровая манера реформировалась в сторону реализма. И в каждом до сих пор отражается суть страны, которая демонстрирует простоту, созерцательность и лаконизм.

Кстати, в середине XX века в Японии уже существовало шесть крупных кинокомпаний, и примерно в тоже время началось творение шикарных картин всемирно известным .

Также искусство Японии обогатилось новым жанром - , который обрел мировую популярность. Поначалу происходило подражание западным коллегам, в том числе и Disney, но затем японцы решили увеличить персонажам глаза, чтобы придать своим героям отличительные признаки.


Японская литература совершила настоящий переворот в сознании читателей, покорив их драматизмом и откровенностью, а также объединив в себе реальность и мифичность. И, пожалуй, следует назвать имена писателей, которые стали основоположниками такого искусства в Японии - и .

Конечно же, нельзя забывать и про Японии. В начале века особой популярностью пользовались инструменты сякухати и сямисэн, но вскоре они отошли на задний план. Ведь японские сердца были покорены синтезаторами и электрогитарами, которые в дальнейшем смогли завоевать мировое признание.


Влияние культуры на японскую моду современного времени XX столетия

Разумеется, культура и искусство XX века стран мира, также как и Японии оставили свой след и на моде, которая по сей день сохранила свои тенденции. С появлением аниме, японцы, а в последствие и жители других стран, стали подражать героям, облачаясь в наряды мультипликационных персонажей, и копируя их жесты, поведение, высказывания.

В некоторых районах Японии можно встретить молодежь, которая относит себя к определенной субкультуре. К примеру, сторонники готического движения постоянно облачаются в черные наряды, кружевные жабо, кожаные перчатки. Любители RnB и хип-хопа зачастую посещают солярии, чтобы их кожа приобрела неестественный оттенок загара, не присущий для японцев, а также выкрашивают свои волосы в белый цвет.

Из всех азиатских стран только Япония развивалась как независимое государство. Она стремилась к могуществу и процветанию, чтобы занять видное место среди европейских держав. С этой целью императорское правительство заимствовало у Запада его научно-технические, экономические и политические достижения. В начале XX в. Япония уже считалась такой же великой державой, как, например, Англия, Франция или Россия.

Промышленное строительство

После революции Мэйдзи в стране были созданы благоприятные возможности для предпринимательской деятельности. Необходимым капиталом обладали лишь богатые купеческие и банкирские дома, которые не спешили вкладывать средства в строительство фабрики и заводов. Привычные торговые операции и ростовщичество приносили им немалый доход без дополнительных усилий и риска. В этих условиях особую роль сыграло государство.

Старая дорога между Эдо и Киото - одна из картин серии «53 станции дороги Токайдо», 1833. Андо Хиросиге (1797-1858). Выдающийся мастер гравюры. Оказал влияние на европейских живописцев, особенно на Ван Гога

За счет казны были построены так называемые «образцовые предприятия». Но они оказались убыточными. Поэтому в 1880 г. большинство «образцовых предприятий» было продано по низким ценам частным лицам, что, безусловно, стимулировало предпринимательскую деятельность.

В результате за короткий срок (70-90-е гг. XIX в.) Япония обзавелась железными дорогами и телеграфной связью, арсеналами и флотом, современной промышленностью. За три десятилетия страна прошла путь, на который европейским государствам понадобилось несколько столетий.

Конституция 1889 года

В начале 80-х гг. в Японии развернулось движение за конституцию. Его участниками были частные предприниматели, вчерашние самураи, приспособившиеся к новым условиям, представители японской интеллигенции, получившей европейское образование и даже отдельные выходцы из княжеских семей. Императорское правительство пошло на уступку, и 11 февраля 1889 г. был опубликован текст конституции.

В Японии создавалась конституционная монархия. За императором закреплялась практически неограниченная власть. Его особа провозглашалась «священной и неприкосновенной». Правительство не было ответственно перед созданным парламентом. В любой момент и без объяснений император мог приостановить работу парламента, распустить его и созвать новый. Избирательным правом пользовалась незначительная часть населения - мужчины старше 25 лет, платившие высокий налог. Конституция формально провозглашала свободу слова, переписки, печати, собраний и союзов. Она значительно укрепляла монархический строй и просуществовала до 1946 г.

Влияние западной культуры

В эпоху Мэйдзи произошли перемены не только в области экономики и политики, но и культурной жизни. В 1871 г. был провозглашен курс на преодоление феодальной отсталости, на создание в стране «просвещенной цивилизации». Японцы настойчиво заимствовали достижения западной культуры, науки и техники. Молодежь направлялась на учебу в Европу, Соединенные Штаты Америки. И наоборот, иностранные специалисты широко привлекались в Японию. Профессорами японских университетов были англичане, американцы, французы и русские. Некоторые поклонники всего европейского даже предлагали принять английский язык в качестве национального.


«Виды варварских стран» - название гравюры. На ней изображен Лондонский порт таким, каким его увидел известный японский художник Ёситоро

Составной частью преобразований стала школьная реформа. В стране открывались начальные и средние школы, университеты. По закону 1872 г. четырехлетнее образование стало обязательным. Уже в начале 80-х гг. среди молодых японцев трудно было встретить неграмотного.

К концу XIX в. японцам становятся известны лучшие произведения западноевропейской и русской литературы. Японские писатели создавали новую литературу, отличавшуюся от средневековой. Все больше изображались реальная жизнь и внутренний мир человека. Особую популярность приобретает жанр романа. Крупнейшим писателем того времени был Рока Токутоми, находившийся под влиянием Л. Толстого. Известность ему принес роман «Куросиво», переведенный на русский язык. В 1896 г. в Японию было завезено кино, а через 3 года появились фильмы японского производства.


Новое в образе жизни японского общества

Под влиянием Запада в образ жизни японцев входили разнообразные новшества. Вместо традиционного лунного календаря вводился общеевропейский григорианский. Воскресенье было объявлено выходным днем. Появились железнодорожное сообщение и телеграфная связь, издательства и типографии. В городах строились большие кирпичные дома и магазины в европейском стиле.

Перемены коснулись и внешнего облика японцев. Правительство хотело, чтобы в глазах европейцев японцы выглядели цивилизованными людьми. В 1872 г. император и его окружение облачились в европейскую одежду. После этого она стала распространяться среди городского населения и значительно медленнее - среди сельского. Но нередко можно было видеть человека в кимоно и брюках. Особенно трудным был переход на европейскую обувь, которая отличалась от традиционной японской.


Старые обычаи были запрещены лишь потому, что европейцы их считали варварскими. Например, общие публичные бани, татуировки и другие.

В моду постепенно входили европейские прически. Вместо традиционной японской (длинные волосы, закрученные в пучок на макушке) вводилась обязательная короткая стрижка. Правительство считало, что она больше подходит для граждан обновленной Японии. Военные первыми расстались с пучками и надели форменные уборы. Однако гражданские лица не спешили. И только после того, как в 1873 г. волосы остриг император, три четверти мужского населения Токио последовали его примеру.

Японцы позаимствовали у европейцев и практику употребления в пищу мясных продуктов, от которых они традиционно воздерживались. Но все изменилось после того, как распространилось мнение, что европейцы добились больших успехов благодаря калорийности мясной пищи.

Заимствование западной культуры иногда перерастало в отрицательное отношение к собственной - национальной. Были случаи разрушения исторических памятников и сожжения древних храмов. Но увлечение всем европейским в Японии было недолгим.

Рост национализма

Уже в 80-е гг. наивное восхищение Западом исчезло, а с середины 90-х гг. Японию захватила волна национализма. Националисты выступали против заимствований из Европы. Они всячески превозносили японскую нацию и призывали к экспансии в страны Юго-Восточной Азии под предлогом защиты этого региона от Запада.

В школе детей воспитывали в духе национальной исключительности и безграничной преданности императору. Школьникам прививали чувство убежденности в «священном праве» Японии господствовать над Азией. Даже школьные завтраки напоминали японский национальный флаг. Маринованные сливы выкладывались на белом рисе в виде красного круга солнца.


Правящие круги страны использовали идею национального превосходства японцев над другими народами для проведения агрессивной политики на Дальнем Востоке и в Юго-Восточной Азии.


Внешняя экспансия

Япония с вожделением смотрела на своих ближайших соседей - Корею и Китай. Там она могла найти сырье, рынки сбыта, в которых так нуждалась бурно развивающаяся промышленность. Воинственный самурайский дух также подталкивал ее к агрессивной внешней политике.

Началось усиленное проникновение в Корею, которая официально считалась вассалом Китая. Это стало основной причиной японо-китайской войны 1894-1895 гг., в результате которой к Японии отошли острова Тайвань и Пэнхуледао. Победа Японии в русско-японской войне 1904-1905 гг. позволила ей превратить Южную Маньчжурию и Корею в свои протектораты, получить право владения Южным Сахалином. В годы первой мировой войны Япония захватила тихоокеанские острова - владения Германии и еще больше укрепила свои позиции в Китае.


В течение нескольких десятилетий Япония стала одной из ведущих держав мира. Агрессивная внешняя политика, в конце концов, приведет эту страну к поражению и национальной катастрофе 1945 г.

ЭТО ИНТЕРЕСНО ЗНАТЬ

История японских железных дорог началась 12 сентября 1872 г., когда из Токио в Иокогаму отправился первый пассажирский поезд. Приглашенные на это торжество высокопоставленные лица поднимались в вагоны так же, как японец привык входить в дом: прежде чем вступить на подножку, каждый из них машинально разувался. Когда через пятьдесят семь минут восхищенные сановники сошли в Иокогаме, они с удивлением и раздражением обнаружили, что никто не позаботился заранее перевезти и расставить на перроне их обувь.

Использованная литература:
В. С. Кошелев, И.В.Оржеховский, В.И.Синица / Всемирная история Нового времени XIX - нач. XX в., 1998.

Япония в первой половине XIX века

Япония вступила в XIX век типичным феодальным государством. Начиная с XVIII века страной управляла династия Токугава. Еще в 1603 году император Японии дал Токугаве Иеясу права сегуна (главнокомандующего). Реально власть императора носила номинальный характер, от его имени правил страной сегун (дословно «укротивший дикарей»). Верхний слой населения составляли самураи, второй слой — крестьяне, третий слой — ремесленники. Купцы считались более низким сословием.

Первыми европейцами, посетившими Японию в 1652 году, были португальцы. За ними появились англичане и голландцы. Японцы покупали у них огнестрельное оружие. Беспокоясь, что иностранцы закабалят страну, сегун с середины XVII века объявил Японию «закрытой страной».

Япония во второй половине XIX века

В 50-60-е годы XIX века Япония была вынуждена отказаться от политики самоизоляции. С другой стороны, феодалы, опасаясь народных выступлений, решили пожертвовать режимом сегуната под лозунгом восстановления императорской власти. В 1867 году 15- летний Муцухито был возведен на престол, и между южными князьями, действовавшими от имени императора, и сторонниками сегуна в 1868 году произошло вооруженное столкновение. Режим сегуната пал. Эти события вошли в историю Японии как революция 1868 года. В результате этой революции монархия в действительности стала буржуазно-помещичьей монархией.

В 1868-1873 годах были проведены буржуазные реформы. Отражая интересы помещичье-буржуазных кругов, эти реформы имели целью ликвидировать экономическую зависимость страны и создать условия для развития капитализма. В соответствии с реформой:

  1. Для предотвращения дробления страны были ликвидированы княжества и созданы префектуры, подвластные центру.
  2. Создана регулярная армия.
  3. В 1871 году была ликвидирована каста неприкасаемых.
  4. Самураям было дозволено осваивать любую профессию.
  5. Была определена свобода торговли.
  6. Ввели денежную единицу — иену.
  7. Резиденция императора была переведена из Киото в Эдо. Новая столица была переименована в Токио. Был открыт токийский университет.

В результате аграрной реформы 1871-1873 годов: 1) была ликвидирована земельная собственность князей и самураев; 2) земля стала объектом купли-продажи. В результате две трети пахотных земель оказались в руках помещиков, купцов и ростовщиков. Эта реформа создала условия для развития капитализма в деревне, ускоряя процесс расслоения в обществе.

После революции 1868 года стала развиваться промышленность. Специфика Японии заключалась в том, что, используя научно- технические достижения Западной Европы и США, был ускоренно осуществлен промышленный переворот. К концу XIX века промышленный переворот был близок к своему завершению. Государство за счет казны строило промышленные предприятия и продавало по дешевой цене частным владельцам. В 80-е годы XIX века образовались монополии Мицубиси, Ясуда, Фурукава.

После осуществления буржуазных реформ император, опираясь на армию европейского типа, подавил выступления самураев, пытавшихся сохранить свой прежний статус. Для укрощения массового народного движения в стране был издан закон “О защите общественного порядка». Полиция получила право разгонять народные выступления.

Для уменьшения недовольства в стране и предотвращения возможных демократических выступлений в 1889 году была принята Конституция. Император хотел этой Конституцией увековечить свою власть. По Конституции:

1) личность императора объявлялась священной и неприкосновенной;

2) созыв и роспуск парламента, принятие на работу и увольнение с работы высокопоставленных чиновников, объявление войны и заключение мира в качестве главнокомандующего — все эти функции император оставлял за собой. Верхняя палата состояла из назначенных императором депутатов, а нижняя палата избиралась (возрастной ценз — 25 лет);

3) парламент принимал законы и утверждал бюджет;

4) принятые парламентом законы вступали в силу только после утверждения императором.

Буржуазно-либеральные партии получали большее число мест в нижней палате парламента, составляя оппозицию правительству. Чтобы расколоть оппозицию, император включил в состав правительства представителей правящих партий.

Ограниченность внутреннего рынка Японии и нехватка сырья усиливали захватнические аппетиты страны. Первой мишенью стала Корея. В сентябре 1875 года по японским кораблям был открыт огонь с острова Канхва, и это стало поводом к войне. В Корею были отправлены японские военные отряды. В 1876 году был заключен договор в Канхве, по которому японцам предоставили неприкосновенность и право беспошлинной торговли. Корейские порты были объявлены открытыми для японцев.

Агрессия Японии против Кореи привела к осложнению отношений с Китаем. Заключением Тяньцзиньского договора 1885 года Япония выиграла время. Корейская проблема была решена в результате японо-китайской войны 1894-1895 годов.

Япония в начале XX века

В начале XX века японский капитал стал влиять на Китай и Корею. Одной из особенностей японских монополий было их развитие на основе ростовщическо-торгового капитала. Японский капитализм имел военно-феодальный характер.

В конце XIX — начале XX веков сформировались политические организации. По инициативе князя Ито в 1900 году была создана партия либерального толка «Сейюкай», а в 1901 году под руководством Сэн Катаямы образовалась социал-демократическая партия Японии.

Борьба за сферы влияния на Дальнем Востоке привела к ухудшению отношений между Россией и Японией. Аренда полуострова Ляодун Россией, строительство Восточно-Китайской железной дороги ещё более усугубили противоречия.

Заключенный в 1902 году англо-японский морской союз был подготовкой к войне с Россией. В январе 1904 года в корейском порту Чемульпо японский флот потопил русские корабли — крейсер «Варяг» и канонерку «Кореец». Так началась русско-японская война. Японская армия в августе 1904 года у Ляояна победила русских. В феврале 1905 года после 10-месячной осады пал Порт-Артур.

В феврале 1905 года под Мукденом японцы вновь одержали победу. В мае российская эскадра была потоплена в Цусимском морском сражении.

Министерство общего и профессионального образования

Ростовский Государственный Университет

Реферат на тему:

Япония. XX век.

Выполнила: студентка II курса 2 группы

факультета философии

отделения культурологии

Ростов-на-Дону

Все японцы незаурядные художники

Все японцы сочиняют стихи

Все, все дышат загрязненным воздухом

Все японцы едят отравленную рыбу

Все японцы любят пользоваться мечом

Совершенно верно! Однако всё же не все!

Ику Такэнаки

1. Введение........................................................................................................ 3

2. Особенности и социальные последствия НТР............................................. 4

3. Япония и Запад.............................................................................................. 5

4. Средства массовой информации.................................................................. 8

5. Литература..................................................................................................... 9

6. Творчество и копирование........................................................................... 11

7. Взаимоотношения........................................................................................ 12

8. Религия......................................................................................................... 14

9. Заключение.................................................................................................. 16

10. Список используемой литературы.............................................................17


Введение

На протяжении многих веков Япония обращала на себя пристальное внимание Запада. Но только в последнее время стало возможным изучить жизнь этой, довольно закрытой, страны изнутри. И этим немедленно стали пользоваться, так как в XX веке Япония стала занимать лидирующее место по многих показателям. Открылась возможность изучить причины такого экономического чуда. Но, начав изучение, стало просто невозможным остановиться, закончить – все время приходиться продолжать, ибо многое остается и, по-видимому, так и останется неизученным.

В данном реферате я постаралась раскрыть некоторые обстоятельства и причины, приведшие Японию к тому положению среди стран мира, в котором она находится в последнем веке второго тысячелетия.

Особенности и социальные последствия научно-технической революции в Японии

Научно-техническая революция в Японии совпала с переходом от преимущественно экстенсивной модели развития к преимущественно интенсивной, который заметно запоздал здесь по сравнению с большинством индустриально развитых стран и совершался ускоренными темпами, так как Японии не нужно было проходить последовательно все фазы и стадии такого перехода. Используя опыт, технику, научные достижения и открытия других стран, Япония проделывает этот переход по-иному, в соответствии с особенностями своего исторического развития.

Претерпев поражение во Второй Мировой войне Япония оказалась в экономическом отношении отброшенной на 20-30 лет назад. Перед нею встала очень сложная задача: необходимо было наряду с восстановлением экономики сразу же начать серьезную перестройку хозяйства, и в первую очередь структурную перестройку промышленности. При этом надо учесть, что в предвоенные годы экономика Японии развивалась в условиях относительной замкнутости, а послевоенная обстановка диктовала необходимость приспособления к международному разделению труда, к мировому рынку.

В обстановке НТР, развернувшейся в мире особенно широко в 50-60 годы, задача преодоления Японией технической и технологической отсталости была очень сложной. Решение этой задачи на национальной основе потребовало бы значительного времени и огромных материальных и денежных затрат. Поэтому Япония пошла по другому пути – по пути импорта научно-технических знаний (патентов, лицензий и т. п.). Следует отметить, что Япония заметно опередила другие страны по части внедрения импортируемых достижений, научно-технической мысли и технологических навыков.

Начало использования иностранного опыта относится к 50-м годам, когда в Японии стали развиваться отрасли промышленности. В 60-е годы в связи с переоборудованием промышленности на основе новой техники импорт иностранных технических знаний еще больше вырос. Хорошие результаты научно-технических исследований в Японии меняют соотношение собственно японских и импортных научно-технических достижений, внедряемых в японскую промышленность и в конце 60-х годов Япония не только закупает, но и экспортирует научно-технические достижения. Основным источником финансирования научных исследований являются средства монополий.

Япония заметно опередила западноевропейские страны и лишь немногим уступает США по числу научных работников. Большую роль в деле подготовки научных и инженерно-технических кадров сыграло повышение общеобразовательного уровня. В Японии обязательным является девятилетнее образование (шесть лет в начальной школе и три года в неполной средней). Полное среднее образование в Японии – двенадцатилетнее.

При рассмотрении общей картины НТР в Японии нельзя не отметить два характерных обстоятельства. Во-первых, несмотря на внимание практически ко всем направлениям развития науки и техники, наибольшие силы и ресурсы концентрируются лишь в ряде определенных областей, играющих роль своего рода ключевых звеньев в научно-техническом и экономическом развитии страны.

Во-вторых очень большую роль сыграло и продолжает играть активное заимствование зарубежного научно-технического и производственного опыта – как путем приобретения лицензий, так и в других формах, в частности посредством прямых закупок необходимой техники.

Оба отмеченных обстоятельства действуют не независимо, а как бы подкрепляя друг друга. Иными словами, на ряде направлений концентрируются силы и ресурсы не только самой Японии, но и лучшие достижения мировой научно-технической мысли, что, естественно, обеспечивает получение здесь наиболее значительного эффекта.

Есть, однако, и такие области, где Япония ограничивается довольно небольшими масштабами научно-технической деятельности, полагаясь в основном на импорт готовой продукции из-за рубежа или ее производство по лицензиям.


Япония и Запад

Прагматический подход к японской культуре как одному из основных популярных факторов успеха Японии в конкурентной борьбе с Западом стал популярен не только среди японских, но и среди западных ученых. Интерес к Японии на Западе был велик и раньше, но если прежде он подогревался «загадочностью» культуры страны, конкурирующей с западными державами, то в наши дни этот интерес переходит и в область практики.

В конце 60-х – начале 70-х годов резко возрос интерес японцев к своей национальной самобытности о масштабах которого можно судить как по количеству выходивших ежегодно книг и статей и обилию дискуссий на эту тему, так и по свидетельствам японских и иностранных наблюдателей и ученых, утверждавших, что такого живого интереса к своей культуре и такого желания писать о себе, как у японцев, нет ни у одного восточного и западного народа.

Казалось, будто бы некая бацилла вызвала настоящую эпидемию, и эпидемия эта – одна-единственная тема для разговора. Сначала она под названием «нихонрон» («дискуссия о Японии»), позже - «нихондзинрон» («дискуссия о японце»). Но «нихондзинрон» уже давно означает не одну лишь «дискуссию о японце». В Японии некоторые понятия зачастую настолько эмоционально перегружены, что выходят за пределы своего первоначального смысла, их связывают с таким множеством значений, что в конце концов теряется их определенность. Из-за такой расплывчатости ими становится легче манипулировать. Их всегда можно использовать по любому поводу. Под «нихондзинрон» подразумевается размышление о своеобразии японского народа, о его неповторимости, которая предлагается в качестве аксиомы. Под влиянием средств массовой информации дискуссия о неповторимости превращается в общенациональный психоз. Япония сама себя открывает, и японцы призывают японцев открыть Японию. «Discover Japan!» («Открывай Японию!») – призывают многие красочные плакаты на английском (не на японском) языке. «Открывай Японию!» – призывают по-английски японцы японцев.

Эта, появившаяся еще во времена первых «бумов» антитеза «японское –западное», присутствует во всех культурологических исследованиях о Японии. Для характеристики японской культуры неприемлемы «европоцентристские» концепции и теории, поскольку в Японии западный человек сталкивается не с новой системой идей, а с другим миром.

В культурологических теориях общего уровня, выявляющих основной характер культуры, ее этос. Мы не найдем прямого единодушия японских и западных культурологов-японоведов. И дело не только в том, что они несут на себе печать специфических научных интересов их авторов, дело еще и в том, что история оставила на них свой значительный след. Так, например, случилось с предложенной американским культурологом Р. Бенедикт классификацией японской культуры как «культуры стыда» и западной (американской) как «культуры вины». Пытаясь объяснить преданность японцев социально предписанным ролям и их высокую озабоченность исполнением долга и обязанностей. Она пришла к выводу, что в отличие от американцев, мотивирующих свое моральное и этическое поведение чувством вины, японцы руководствуются чувством стыда. «Стыд в японской этике обладает такой же силой власти как «чистая совесть», «бытие с богом» и «избавление от грехов» в западной этике».

В основе «культуры стыда» – реакция на критику других и боязнь внешних санкций; ее можно считать экстравертной «культурой внешних переживаний». В «культуре вины» поведение человека оценивается им самим на основе универсалистских ценностей, усвоенных и ставших затем нормой для его внутренней оценки своего поведения и переживаний.

Предложенная Р. Бенедикт типология вызвала бурную реакцию, не утихающую до сих пор. Ее обвинили в «христианской заносчивости» и «высокомерии», поскольку «культуру вины» она поставила выше «культуры стыда». Особенно остро Бенедикт критиковали за неверное понимание ею природы стыда и вины, их иерархии и направленности в японской культуре.

Можно составить схему некоторых черт японской и западной культуры.

Западная культура

Японская культура

объективная

субъективная

аналитическая

синтетическая

логическая

нелогическая

противоречивая

непротиворечивая

неопределенная

безличная

дальновидная

недальновидная

общественно мыслящая

фракционно мыслящая

предпочитает контракт

предпочитает нечеткое соглашение

уважающая частный мир

вторгающаяся в частный мир

по происхождению пастушеская

по происхождению земледельческая

монотеистическая

анимистическая

абсолютная

релятивная

интеллектуальная

эмоциональная

аргументационная

гармоничная

культура далеких отношений

культура близких отношений

экспансионно мыслящая

миролюбивая

конкурентная

предпочитающая кооперацию

нетерпимая

терпимая

милосердная

эгоцентристская

конформистская


Здесь в оппозиции типических черт западная культура представлена как общее понятие, охватывающее разные культуры Западной Европы и Америки и игнорирующее их истинную динамику и социальную неоднородность, столь же статично и исторически и социально недиффиренцированно выглядит в этой типологии и японская культура.

В исследованиях культурологов-японоведов существуют некоторые недостатки, которые следует отметить:

1. Многие из них игнорируют историческую динамику культуры. Национальная культура предстает как статичная целостность.

2. Диалектика отношений субкультурных уровней игнорируется. Культура едина для всех классов, слоев и групп.

3. Неадекватное использование методов различных наук (психологии, лингвистики и т.п.) для объяснения социальных явлений позволяет полностью включить их в сферу культуры.

Средства массовой информации

Телевидение, радио и печать Японии по справедливости считают одними из самых развитых в мире.

Телевидение, являясь самым «молодым» из средств массовой информации (первые передачи начались в 1953 году), тем не менее и самое распространенное. Постепенно происходит «телевизация» японского общества, которую трудно переоценить. Речь идет о том, что возникают необходимые и достаточные условия для индивидуального использования телевидения. Появление в доме второго, третьего приемника не разрушает правил телесмотрения, особенно ритуализированных в японских семьях, чей образ жизни несет на себе сильное влияние японской культуры. Авторитет и власть членов семьи, кому ранее принадлежало высокое право первенствовать в выборе телепрограмм остаются при этом незыблемыми. Однако теперь уже могут быть реализованы запросы и удовлетворены интересы других членов семьи.

С помощью телевидения в Японии, как и в других странах, пропагандируются и внедряются в массовое сознание многосложные сочетания знаний, духовных ценностей и социальных норм, отражающих мировоззрение и интересы правящих классов Японии.

Со стороны «предложения» японское телевидение носит с принципе развлекательный характер. Разумеется, ряд программ нельзя назвать монофункциональными. «Чистое» развлечение весьма сложным образом комбинируется с возможностью эмоциональной разрядки, отдыха, мелодраматического переживания. Идентификации со звездами телеэкрана (квазиобщение). В развлекательные программы также встраиваются какие-то рациональные элементы и т. д. Аудитория должна жить так же, как она жила, ее не следует выводить из состояния пассивности. Щекочущее возбуждение становится заменителем глубоких нравственных и эстетических переживаний. Отсюда прямой путь к совращению аудитории.

Однако, помимо развращающей функции радио и телевидения есть и другая – обучающая.

Характеристики японского учебно-образовательного телевидения и радио:

1. Полифункциональность (передачи, выполняющие прямые обучающие функции и передачи, ставящие своей целью расширить кругозор.

2. Многоадресность (трансляция для различных слоев населения).

3. Многожанровость.

Можно отметить некоторые учебно-воспитательные функции:

· возбуждается интерес к обучению, стимулируются воображение и умственные способности детской и школьной аудитории

· готовится почва для восприятия и понимания общественной жизни

· развивается логическое мышление, ускоренным способом связываются разрозненные впечатления и факты действительности

· стимулируется музыкальное восприятие

· расширяется диапазон знакомства с образцами, эталонами мирового и национального искусства и закладываются основы его правильного с точки зрения законов эстетики понимания

· развиваются навыки общей аудиовизуальной культуры и способности к пониманию ее современных средств и языка.

Литература

Массовая культура, средства массовой коммуникации (масукоми ) – телевидение, радио, кино, газеты, бестселлеры – факторы, существенно влияющие на жизнь современных людей, их психологию, причем роль этих факторов возрастает. В таком контексте возникает «массовый характер», а в литературе – «массовый читатель».

Читателю в истории японской литературы традиционно отводилась значительная роль: он должен мгновенно улавливать цепь ассоциаций, задуманных писателем или поэтом, разбираться в сложной системе канонизированных образов, знать японскую и китайскую философию, историю, мифологию – словом, быть моносири – «знающим, обладающим знанием вещей». Комментарии, неотъемлемая часть классического текста, также были адресованы читателю, создавая дополнительный смысл, раскрывая в подробностях детали произведения, воссоздавая аллюзии. Канонические жанры Японии, существующие и сегодня, при строгой клишированности, формальности допускают и самую широкую для читателя свободу интерпретаций. Для личности читателя характерно просветленное отношение к произведению и соучастие в творческом акте. Кроме того, читая, например, антологии, в которых были собраны наиболее выдающиеся произведения, иногда за несколько веков, он проходил школу высокого вкуса.

В современной литературе главную роль играют бестселлеры. А наибольшее внимание читателя привлекают темы (по убывающей): «любовь и смерть», «смех», «образование», «Япония и японцы», «страх», «традиции», «молодежь», «неуверенность в себе», «старость».

Все, что «трогает сердца», всегда было популярно среди японцев, художественный эффект достигается в таких произведениях глубоким проникновением в сферу человеческих чувств. В этом – влияние традиции национальной поэзии, драмы, прозы, сильной и в настоящее время; японская классическая поэзия – это почти целая лирика чувств.

Но восприятие литературы не всегда одинаково и это связано с разнообразными вопросами взаимоотношений внутри социальных, профессиональных групп, классов. Объединение индивидуальностей в массы происходит опосредовано через группы.

При объединении индивидуальностей (дзико ) в группы (сюдан ) происходит некоторая деперсонализация, то есть наступает состояние отчужденности от самого себя, как бы потеря чувства собственной личности. На следующем уровне – объединения групп в массы (тайсю ) – деперсонализация еще более повышается за счет потери некоторых индивидуальных черт и приобретения новых, чисто массовых. Индивидуальные литературные вкусы и пристрастия могут быть поглощены массовыми склонностями, которые более устойчивы, анонимны и носят всеобщий характер.

Термин «массы» носит тройственный характер, содержит внутреннее противоречие: массы могут означать «народ» («минсю ») с положительным оттенком, «тайсю » – собственно «массы» с нейтральным оттенком или в случае «толпа» («гун ») – с отрицательным.

Характерные черты массы, стихийно выбирающей наиболее адекватные ее нынешнему состоянию книги, бестселлеры – это 1) множественность, 2) анонимность, 3) недостаточность взаимодействия между отдельными членами, 4) структурность.

В группе японец чувствует себя увереннее, чем в одиночестве, его «вписанность» в традицию органичнее, литературные вкусы устойчивее; группа сама формирует склонность к тем или иным литературным формам, жанрам, темам, а в конечном итоге определяет культурные и психологические черты характера. Многими исследователями отмечалось неумение и нежелание японцев принимать индивидуальные решения, полагаясь в этом главным образом на суждение группы.

Говоря о читателе, исследователе создают определенный его образ – образ «идеального или информированного читателя», являющегося компетентным носителем языка, в совершенстве владеющего семантическим знанием лексических рядов, символики, ассоциаций, идиом и т. д., обладающего литературным вкусом. Автор, создавая литературный текст, рассчитывает именно на такого читателя, однако может быть бесконечное число отступлений от образа « идеального читателя», причем и сам этот образ претерпевает существенную эволюцию: читателю предъявляются все новые требования.

Предполагается, что массовая культура или литература воздействует на внешний, обращенный вовне, сравнительно узкий уровень сознания японцев, тогда как произведения классической литературы, принадлежащие тысячелетней традиции, – на более глубокие и широкие, индивидуальные и закрытые уровни сознания.

Творчество и копирование

Если бросить взгляд на духовную историю Японии, станет очевидным, что в ней напрасно искать великие философские системы, которые базируясь на познании законов природы, привели бы к основополагающим научным выводам о вселенной, к тому, «что сохраняет ее изнутри». Философские системы, опирающиеся на научно-критическое мышление здесь так и не появились. Вместо этого можно обнаружить своего рода философию морали, носящую, как правило, прагматический характер. Однако даже она возникла не в Японии, а в Китае, а оттуда была заимствована, так же как и многие другие духовные ценности, например буддизм, который в своей китаизированной форме проник в Японию главным образом через Корею, конфуцианство, письменность, искусство и многое другое.

На протяжении всех фаз развития духовной истории японцы не оформили свои мысли в философские системы, предпочитая выражать их в конкретных литературных произведениях. С незапамятных времен больших высот достигло искусство стихосложения. Оно как бы взяло на себя функцию философии, но литераторы от этого еще не становились философами. Правда, время от времени появлялись философы-дилетанты. Склонность ко всему эмоциональному, часто сентиментальному, к чувственно-конкретному была всегда сильнее, чем тяга к логике, абстракции и систематизации.

Мир внешних явлений считался издавна чем-то абсолютным. В центре внимания находилась не некая абстрактная идея, а то, что можно было воспринимать чувствами, и это нередко подмечалось и с удивительной точностью воспроизводилось в литературе или в других видах искусства весьма обстоятельно, часто, однако, предельно сжать и сдержанно, как, например, в рисунках гуашью или в поэзии жанра хайку (хокку):

К вечернему ветру

прильнули цветки белых роз.

Солнце садится,

Над скошенным конопляником

путешествует дождь

(Масаока Сики)

Эти художественные описания доставляют истинное наслаждение свое чувственностью и конкретностью. За ними стоит природа во всей своей целостности и гармонии. И природа хочет, чтобы ее рассматривали так, как она сама себя показывает, то есть во всем ее многообразии и изменчивости. За этим воспринимаемым органами чувств окружающим миром нет ничего. Стоя на такой принципиальной позиции, японцы в своих стремлениях создать какие-либо философские системы или разработать теории с их дальнейшей перепроверкой путем научных экспериментов, казалось, были обречены на неудачу.

Однако, не подлежит сомнению, что в научном мышлении и его техническом претворении в жизнь Япония уже в конце XVI века добилась значительных успехов, что подтверждается документами.

На протяжении веков Япония старательно училась, а заодно усиленно подражала, вызывая большое недовольство тех, кому подражала. Но другого выхода у нее не было: с середины прошлого столетия ей противостояли не особенно дружески настроенные индустриальные страны. Учитывая это, европеец не вправе осуждать японца и отрицать его способность к творчеству.

Тем более, что если копируется, то лишь то, что вызывает восхищение и копировать – вовсе не означает обезьянничать. Последнее также имело и имеет место и выражается, в частности, в строгом соблюдении традиционных регламентаций, что ведет подчас к бесплодности и закоснелости. Но копирование, которое предполагает глубокое проникновение в суть копируемого, когда эта суть сливается с собственной сутью, с точки зрения этики вполне оправдано. Лишь овладев искусством мастера до мельчайших деталей ученик способен добавить к этому что-то свое.

Взаимоотношения

Одним из самых известных японских слов на Западе является слово «сэнсэй». Оно является одним из слов, характеризующих социальную структуру общества Японии.

«Сэнсэй» – человек, у которого чему-нибудь учатся. Дети в школе так обращаются к учителю, студенты – к доценту и даже пациенты – к врачу. Слово «сэнсэй» означает «ранее родившийся», то есть «старший», стоящий над человеком и его необходимо почитать. При этом «старший» необязательно должен быть старше по возрасту, но должен принадлежать к вышестоящей в социальном отношении группе. Сэнсэй – уважаемый человек и останется для ученика таким на всю жизнь, даже если ученик займет положение, равное положению сэнсэя, или превзойдет его в своей служебной карьере. Он всегда останется по отношению к своему сэнсэю морально зависимым, по крайней мере в глазах сэнсэя. Это иногда приводит к конфликтам.

Если начальником над старшими по возрасту назначен младший, гармония нарушается и атмосфера становится неспокойной. Это распространяется на все области жизни, в том числе на науку.

Приобретение квалификаций, докторских степеней и т. п. не служит в японских университетах обязательной предпосылкой для назначения на должность, поэтому обращение к кому-нибудь по званию отсутствует, как в общественной, так и в частной жизни. Обращения «сэнсэй» в сочетании с именем или без него в любом случае достаточно.

Если кто-то повысился по службе до должности начальника, от него не требуется никаких особых специальных знаний. Он лишь должен уметь устанавливать и поддерживать тесные личные контакты со своими подчиненными, сохранять с ними духовную близость. В других местах земного шара прилагают подчас немало усилий, чтобы добиться аналогичных отношений.

Служебное «продвижение» на основе личных заслуг подвергается большим ограничениям. Конечно, полностью личные достижения не игнорируются, но право голоса как в политике, так и в экономике имеют старшие по возрасту, однако и они не наделены властью в прямом смысле этого слова.

Хотя такая система и представляется весьма иерархической, исполнительная власть почти никогда не сосредотачивается в руках одного человека. Однако, согласно традиции, приличия должны быть соблюдены, если даже роль «старшего» сводится лишь к тому, чтобы поставить печать на документе. Но важнее, чем проштампованный документ, до сих пор в Японии является устная договоренность.

Принятие решения осуществляется здесь, как правило, снизу вверх. Правда, толчок хотя бы для виду часто следует сверху, однако окончательное решение принимается только после убедительных аргументов снизу. На первый взгляд подобная система кажется несколько запутанной, тяжеловесной и нерациональной. Но это отнюдь не так, ибо эта налаженная мини-система хорошо вписывается во всеобщую систему норм поведения и потому, с одной стороны, она не тормозит принятия решений, а с другой – побуждает каждого человека к активным действиям, даже если он остается анонимным. Так уж повелось, что отдельное лицо менее всего ориентировано на собственное «Я», а больше на группу, к которой он принадлежит и с которой себя отождествляет

Вся система отношений «учитель»–«ученик», «отец»–«сын» показывает, что японское общество организовано по вертикали, а не по горизонтали. В этой иерархии каждый занимает свое определенное место так, что ему не приходится задаваться вопросом, кто стоит над ним. Человек включен в жесткую схему норм и правил поведения, обучиться которым ему не составляет никакого труда, ибо с первого дня своей жизни он постоянно видит перед своими глазами пример взрослых.

Религия и по сей день занимает заметное место в жизни как японского общества в целом, так и его индивидуальных членов. Многочисленные обряды, являющиеся обязательным элементом повседневной жизни японцев, связаны по своему происхождению с религией, а отправление их практически немыслимо вне рамок культовых учреждений или по крайней мере без участия служителей культа. Вместе с тем сам характер японского общества с его социальным неравенством, бессилием людей перед неумолимыми законами рыночной экономики, жестокой конкуренцией, неуверенностью в завтрашнем дне создает благодатную питательную среду не только для сохранения устойчивых религиозных предрассудков в сознании людей, но и для воспроизводства религиозной идеологии в новых формах, отражающих процесс ее активного приспособления к меняющимся условиям жизни.

Синто – национальная религия японского народа. Японцы в массе своей воспринимают синто не как религию, а как обычай или, лучше сказать, как нечто составляющее неразрывную часть их собственного окружения, среды, в которой они живут и действуют. Иными словами, в их представлениях синто связывается с чувством принадлежности ко всему японскому.

Синто сложился в древности на базе примитивных религиозных представлений японского народа.

Примитивный синто был порожден обожествлением природы. Японцы поклонялись предметам и явлениям окружающего мира не из страха перед непостижимыми и грозными стихийными силами, а из чувства благодарности к природе за то, что, несмотря на внезапные вспышки своего необузданного гнева, она чаще бывает ласковой и щедрой.

Именно синтоистская вера воспитала в японцах чуткость у природе, умение наслаждаться ее бесконечной переменчивостью, радоваться ее многоликой красоте.

Синто не требует от верующего ежедневных молитв – достаточно лишь присутствия на храмовых праздниках и приношений за исполнение обрядов. В быту же исповедующие синто проявляют себя лишь религиозным отношением к чистоте. Поскольку грязь отождествляется у них со злом, очищение служит основой всех обрядов.

Сложившийся первоначально как культ земледельческой общины, синто развивался на базе активного взаимодействия с заимствованиями из материковой Азии – буддизмом, религиозным даосизмом и конфуцианством. В частности, догмы синто, его обрядность формировались на основе синтеза с буддизмом и космогонической концепцией позитивного и негативного начал (инь–ян), составляющей важную часть религии даосизма.

Но несмотря на столь высокую степень, какой достиг синто-буддистский синкретизм, синто сохранил свой оригинальный характер как национальной религии, отличающей его и от буддизма, и от других иностранных заимствований. Идеологи японского национализма неизменно ссылаются на это обстоятельство как на одно из проявлений необычайной мощи национального духа, способного не только выстоять перед любым чужеземным влиянием, не только преодолеть его, но в конечном счете японизировать чужеземные заимствования, превратив их в составную часть собственной традиции.

В наши дни судя по некоторым данным статистики получается, что число верующих в стране вдвое превышает численность населения. Это означает, что каждый японец причисляет себя и к синтоистам и к буддистам.

Это можно объяснить своеобразным разделением труда. Синто оставил за собой все радостные события в человеческой жизни, уступив буддизму события печальные. Если рождение ребенка или свадьба отмечаются синтоистскими церемониями, то похороны и поминания предков проводятся по буддистским обрядам.

На фоне религиозной терпимости, издавна присущей японцам, проповедники христианства предстали в весьма неприглядном виде. Сама идея о том, что обрести спасение и обеспечить себе загробную жизнь в человеческом образе можно лишь взамен за отказ от всякой другой религии в пользу учения Иисуса Христа, – сама эта идея казалась японцам торгашеской и унизительной. Но может быть опять-таки из-за терпимости японцев, христианство постепенно обрело своих приверженцев, так и не заняв главенствующего места в жизни японского общества.


Заключение

«Всему свое место» – эти слова можно назвать девизом японцев, ключом к пониманию их многих положительных и отрицательных сторон. Девиз этот воплощает в себе, во-первых, своеобразную теорию относительности применительно к морали; а во-вторых, утверждает субординацию как незыблемый, абсолютный закон семейной и общественной жизни.

Вместо того, чтобы делить поступки на правильные и неправильные, японец оценивает их как подобающие и неподобающие: «Всему свое место».

Концепция подобающего места требует: не берись не за свое дело. Это лишает людей самостоятельности во множестве практических мелочей, из которых складывается повседневная жизнь.

Знай свое место; веди себя как подобает; делай что тебе положено – вот неписаные правила, регулирующие жизнь и поведение японцев.


Список используемой литературы


1. Берндт Ю. «Лики Японии»; М.; 1988 г.

2. Овчинников В. «Ветка сакуры»; М.; 1988 г.

3. «Япония: культура и общество в эпоху НТР»; М.; 1985 г.

4. «Япония. Проблемы НТР»; М.; 1986 г.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Япония 19 век - наше время. История создания Японской Империи.

Во второй половине 18 столетия в водах вблизи японского архипелага периодически стали появляться суда России, Англии, США и Франции, которые противостояли за контроль над азиатскими колониями.

Правительство Японии продолжало курс изоляции и отвергало создание дипломатических связей с этими государствами. В 1825 году японская власть выпустила указы, целью которых было укрепление морской охраны, но не смогла долго противиться заграничному влиянию.

Падение сёгуната

В июне 1853 года к японским берегам подошел военный флот США под руководством Мэттью Перри, который принудил японцев получить послание президента США с призывом начать торговые отношения. Руководитель правительства Японии Абэ Масахиро гарантировал ответить через год и собрал для обсуждения этого требования совет аристократии. Однако к общему мнению по данному вомросу они не пришли, а то, что они были созваны, поколебало авторитет сёгуната. В январе 1854 года Перри снова приплыл к Японским островам и, запугивая вторжением, достиг принятия Японией условий США. В соответствии с договором, Япония раскрывала для американских кораблей два порта, и кроме того, разрешала создавать в них американские представительства и поселения. Спустя короткое время такие же соглашения были составлены с русскими (Симодский трактат), британцами и французами. В 1858 году правительство Японии вновь уступило европейским странам и подписало неравные контракты Ансэй, снимавшие с Японии таможенный суверенитет.

Японская гравюра с изображением Перри (в центре)

Вследствие политических поражений и инфляции в Японии образовалось протестное общественное объединение «Да здравствует Император, долой варваров!». Его руководство подверглось гонениям со стороны сегуната. Среди репрессированных были философы Ёсида Сёин и Токугава Нариаки. В отместку в 1860 году оппозиционеры убили начальника правительства, зачинщика репрессий, из-за чего авторитет сёгуната вновь упал.

Очагами выступлений против правительства являлись западные провинции Тёсю-хан и Сацума-хан. На фоне ксенофобских убеждений в 1863 году они начали симоносекскую и сацумско-британскую войны, но были разгромлены. Поняв, что Япония сильно отстает от Европы и США в техническом плане и, осмыслив угрозу колонизации, провинции принялись модернизировать войска и вести переговоры с домом императора. В 1864 году, для усмирения восставших, сёгунат предпринял первую карательную экспедицию против Тёсю и поменял его начальство. Но через год в провинции произошла революция, и оппозиционеры снова взяли власть в свои руки. В 1866 году, при поддержке Сакамото Рёма, Тёсю и Сацума создали тайную коалицию, задачей которой было свержения сёгуната и возрождение правления императора. Это помогло разгромить вторую карательную экспедицию, направленную сёгуном в Тёсю.

В 1866 году титул сегуна принял неопытный Токугава Ёсинобу. Вместе с тем после смерти императора Комэя на престол взошел его четырнадцатилетний отпрыск Мэйдзи. Сёгун стремился основать вместо сёгуната новое правительство, в котором состояла бы киотоская знать и провинциальные владыки, в котором сам стал бы премьер-министром. Для этого он отказался от титула сёгуна и 9 ноября 1867 года возвратил всю полноту правления Императору. Это использовал в своих целях анитисёгунатский союз, и 3 ноября 1868 года в одностороннем порядке создал новое руководство и от лица императора издал постановление о воссоздании правления императора. Сегунат Токугава был уничтожен, а экс-сёгун потерял власть и земли. Этим переворотом закончился период Эдо и пятисотлетнее главенствование самураев в японском правительстве.

Симоносекская война

Отречение Ёсинобу

Реставрация Мэйдзи, Япония 19 век

Выбрав в качестве образца европейскую судебную, законодательную и военную систему, правительство Японии основало Тайный совет, приготовило к утверждению Конституцию Мэйдзи и созвало сенат. Реставрация Мэйдзи преобразовала Японию в мировую индустриальную империю. После триумфа в японо-китайской (1894-1895) и русско-японской (1904-1905) войне Япония гарантировала себе главенство на Японском и Жёлтом морях и захватила Тайвань, Корею и южный Сахалин.

Японская империя, Япония начало 20 века

В начале XX столетия короткий период демократии Тайсё уступил место милитаризму и экспансионизму. Япония вступила в Первую мировую войну на стороне Антанты, увеличив свою территорию и политический авторитет. В 1931 году, поддерживая курс на расширение территории, захватила Маньчжурию и основала марионеточную страну Маньчжоу-Го. После отчета Литтона в 1933 году Лига Наций осудила её поступки и Япония демонстративно вышла из Лиги. В 1936 году Японская империя подписала Антикоминтерновский пакт с нацистской Германией, а в 1941 году вошла в коалицию государств «Оси». В то же время Япония подписала Пакт о нейтралитете между СССР и Японией, гарантируя территориальное единство и неприкасаемость Маньчжоу-Го и Монгольской народной республики.

В 1937 году Япония нападает на Китай, завязывая вторую японо-китайскую войну (1937-1945), после чего США устанавливают нефтяное эмбарго против Японии. 7 декабря 1941 года Япония атаковала Пёрл-Харбор и объявила о начале военных действий против США и Великобритании. После этого США втягиваются во Вторую мировую войну. Япония захватила Филиппины, Гонконг, и Малакку но в 1942 году потеряла превосходство на море из-за разгрома в сражении в Коралловом море. После сброса авиацией США атомных бомб на Хиросиму и Нагасаки 6 и 9 августа 1945 года, и после вступления СССР в войну против Японии, 2 сентября 1945 года император принял акт о безоговорочной капитуляции.

Ядерный взрыв над Нагасаки

Последствия бомбардировки Хиросимы

Сражение в коралловом море

Атака на Перл Харбор

Послевоенный период - настоящее время

В 1947 году японское правительство издало новую конституцию, которая провозглашала либеральную демократию. Оккупация Японии союзными войсками прекратилась с подписанием в 1952 году Сан-Францисского мирного договора, а в 1956 году Япония вступила в ООН. Впоследствии в Японии произошел небывалый экономический подъем, который длился 40 лет и составлял приблизительно 10 % в год. В 1991 году прогресс уступил место экономическому упадку, который был преодолен только в 2000 году.

Токио, наше время

Жанр статьи - История Японии



В продолжение темы:
Канализация

Начинающие хозяйки испытывают сложности с приготовлением блинов. После всех манипуляций они получаются сухими или слишком толстыми. Чтобы справиться с задачей, нужно соблюдать...

Новые статьи
/
Популярные