Сообщение на тему значение голосеменных в природе. Многообразие видов голосеменных растений, их роль в природе и практическое значение

Билет № 7

Голосеменные размножаются семенами, содержащими запас питательных веществ. Для размножения голосеменных не требуется капельная вода, как для оплодотворения мхов и папоротников. Их можно назвать по-настоящему сухопутными растениями. Наиболее многочисленный класс Хвойные включает более 600 видов деревьев и кустарников, имеет листья в виде хвои, что уменьшает испарение воды. Хвойные - вечнозеленые растения, но есть и листопадные (лиственница).

От покрытосеменных, или цветковых, растений голосеменные отличаются отсутствием завязи. Семязачаток при опылении расположен на чешуйках шишек открыто, что и дало название отделу. Также у голосеменных не образуется плод, защищающий у покрытосеменных зрелые семена. В древесине хвойных отсутствуют настоящие сосуды.

Мужские шишки образуют пыльцу, которая ветром переносится на женские шишки и, через некоторое время, оплодотворяет яйцеклетки в семязачатках. Семена развиваются в шишках, которые у некоторых представителей: можжевельника, тиса ягодного, - сочные и напоминают ягоду (шишкоягоды).

Светолюбивые породы: сосна обыкновенная, сосна сибирская (кедровая). Ель, пихта образуют темнохвойную тайгу, их подрост лучше развивается при некотором затенении.

Значение в природе и жизни человека

  • Голосеменные образуют обширные леса, служащие местообитанием большому количеству животных и растений. Сосна обыкновенная способна расти на бедных песчаных почвах, закрепляя их от эрозии.
  • Хвойные леса играют большую роль в связывании углекислого газа и пополнении запасов кислорода.
  • Семена сосны, ели служат пищей для многих лесных птиц и животных: дятлов, кедровок, клестов, белок, бурундуков, мышевидных грызунов и др. Многие живые организмы используют в пищу хвою и древесину.
  • В кедровой тайге ведется промысел ценных пушных зверей: соболя, белки.
  • Древесина хвойных деревьев является ценным строительным материалом. Древесина лиственницы особенно устойчива к гниению. Также ценится древесина сосны как мало подверженная гниению и легко поддающаяся обработке. Древесина ели хорошо «дышит». А древесина сосны кедровой сибирской хорошо режется и не растрескивается при высыхании, поэтому используется для изготовления резных шкатулок, столиков и т. п.
  • Древесина ели используется для производства бумаги.
  • Семена сосны сибирской (кедровые орешки) являются ценным продуктом питания. Из них получают кедровое масло.
  • Смола сосны и древесина используются для получения скипидара, канифоли и других химических продуктов.
  • При окислении смолы хвойных деревьев образуется озон. Хвойные деревья выделяют фитонциды - вещества, убивающие болезнетворные микроорганизмы, - что делает воздух в сосновых лесах свободным от бактерий и полезным при заболеваниях сердечно-сосудистой системы.
  • Голубая ель, тис ягодный, кипарис, можжевельник - ценные декоративные культуры, используются для озеленения городов и парков.

Класс 7

Урок № 14

Дата : 22 октября 2015 год

Тема: Разнообразие хвойных. Роль голосеменных в экосистеме тайги.

Цель : Рассмотреть многообразие видов голосеменных, проследить их роль в биосфере и жизни человека.

Тип урока : комбинированный (урок изучения нового с элементами закрепления знаний)

Оборудование: Учебник Биология Разнообразие живых организмов 7 класс изд-во «Просвещение» 2014 г., таблицы, рисунки, тетрадь – тренажер.

Метод обучения – частично поисковый, проблемный и репродуктивный.

Форма организации урока : беседа, игра в ассоциации, игра – викторина, работа с текстом учебника.

Формы организации деятельности обучающихся : фронтальная, индивидуальная, групповая, парная.

Технологии обучения : игровые элементы, элементы проблемного обучения, активные методы обучения.

Организационная структура урока:

    Организационный момент.

Взаимное приветствие обучающихся и учителя, фиксация отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку.

    Актуализация знаний.

Беседа.

Вопросы к обучающимся:

1. Каковы особенности строения голосеменных растений? Почему так назван отдел?

3. Назовите особенности строения хвойных.

4. Опишите процесс размножения сосны.

III. Изучение нового материала.

Игра в ассоциации.

Какие ассоциации у вас вызывают следующие растения: сосна, ель, кедровая сосна, лиственница, гималайский кедр, кипарис?

Если быть внимательным и чутким, присматриваться к каждому движению растений, можно о них узнать гораздо больше. Однажды в лесу мне удалось услышать разговор растений. Да – да, не удивляйтесь. Растения тоже могут разговаривать. Только надо прислушаться.

Рассказ учителя о представителях хвойных растений.

Ель. Стройные вечнозеленые теневыносливые деревья, высотой до 60 – 90 метров. Хвоинки ели короткие, расположены на побегах одиночно. Живут хвоинки до 8 лет. Ель требовательна к влажности и плодородию почвы, в частности, она нуждается в высоком содержании в почве органики. Ее корни располагаются в поверхностных слоях почвы, поэтому ели чаще выворачиваются с корнями во время бури. Отдельные представители ели живут до 500 – 600 лет.

Пихта сибирская. Достигает в высоту до 40 метров. Пихта поражает своей конусовидной кроной и темно – серым стволом. На ее ветвях расположены удлиненные, как свечки, женские шишки.

Лиственница. Отличается от многих хвойных тем, что ежегодно сбрасывает листья осенью. Этим и объясняется устойчивость лиственницы к загрязненной атмосферы больших городов.

Можжевельник. Низкорослые стелющиеся вечнозеленые кустарники или небольшие деревца. Ветви этих растений густо покрыты игольчатыми или чешуйчатыми темно зеленными листочками. Характерный признак можжевельника – сочные женские шишки, созревающие на протяжении 2 лет. Во время созревания такая шишка чернеет и внешне напоминает ягоду смородину. Поэтому такие шишки часто называют «шишкоягодами» (хотя с настоящими плодами они не имеют ничего общего).

Релаксация. Закройте глаза, представьте, что вы в хвойном лесу, можно услышать голос скрипки. А какой воздух в хвойных лесах? Он практически стерилен благодаря фитонцидам – особые летучие вещества убивающие болезнетворные микроорганизмы, способствуют обеззараживанию воздуха.

Работа с учебником «Разнообразие хвойных» страница 46.

Перечислите представителей голосеменных.

Сколько классов включает отдел?

Перечислите семейства каждого класса.

Работа с тетрадью. Записать названия классов голосеменных.

Игра « Третий лишний ».

Ель, араукария , сосна (араукария – семейство Араукариевые, класс Хвойные)

Можжевельник, сосна , туя (сосна – семейство Сосновые, класс Хвойные)

Пихта, лиственница, саговник (саговник – класс Саговниковые)

Кипарис, секвойя, гинкго (гинкго – класс Гинкоговые)

Работа с учебником страница 49 «Значение хвойных лесов».

Выберите ключевые слова и словосочетания, касающиеся значения хвойных лесов.

Некоторые вещи, с которыми мы встречаемся каждый день, могут нам напомнить о голосеменных растениях (демонстрация пены для ванн, зубной пасты, туалетного мыла «Лестной бальзам»).

Физкультминутка.

IV . Закрепление знаний и способов действий.

Творческие задачи.

1. Сосну часто используют в посадках для закрепления песков, а ель для этого не годится. С чем это связано?

2. Во время эпидемии гриппа врач порекомендовал прогулки в сосновом лесу. Прав ли он?

3. У сосен, растущих в лесу, теряются нижние ветки, а у ели они сохраняются до глубокой старости. С чем это связано?

4. Как то в Сибирь поздней осенью приехал ревизор. Увидел голую тайгу, спросил лесничего:

Это хвойный лес?

Хвойный.

А где хвоя?

Опала.

По чьей вине?

Природы.

Вы мне за природу не прячьтесь! За гибель леса отвечать будете вы.

Придется ли леснику отвечать за гибель леса?

Загадки.

Что же это за девица?

Не швея, не мастерица,

Ничего не шьет,

И в иголках круглый год. (Ель)

Елочка отличная,

Только необычная –

К холодам у этой елки

осыпаются иголки. (Лиственница)

В жару слезою желтой плачет,

А в холод слезы прячет.

Не лиственница и не елка,

Хоть есть и шишки, и иголки. (Сосна)

Зеленеет кустик стройный,

Как сосна и елка хвойный,

Но не колки, как у елки

И у сосны, его иголки. (Можжевельник)

Какие деревья дают лучшую древесину для изготовления музыкальных инструментов. (ель, сибирская сосна)

Игра - викторина «Хвойные растения».

Я читаю описание хвойных растений, их применение, попробуйте выяснить какому растению соответствует данное описание.

1. Это растение растет на разнообразных почвах, но предпочитает пески. На укороченных побегах по две хвоинки. Шишки небольшого размера. Светолюбивые растения. Дает хорошую строевую и поделочную древесину из смолы получают скипидар, канифоль (сосна обыкновенная).

2. Крупное дерево до 50 метров с пирамидальной кроной. Укороченных побегов нет. Одиночные побеги обычно четырехгранные. Дерево теневыносливо. Дает ценную строевую древесину. (ель обыкновенная).

3. Светолюбивое дерево, образующие светлые леса. Древесина твердая, смолистая долговечная, используется в строительстве. На укороченных побегах – пучки мягкой хвои, ежегодно на зиму сбрасываемой. (лиственница сибирская).

V . Подведение итогов.

Сегодня на уроке вы вспомнили то , что было вам известно и узнали много нового, мы систематизировали эти знания. Теперь вы сможете рассказать своим товарищам, родителям об этих удивительных растениях и о том, что их жизнь во многом зависит от нас.

VI . Домашнее задание.

Параграф 17 - 18, стр. 44 - 49, составить кроссворд о многообразии и значении голосеменных растаний, письменное задание в тетради тренажер.

Класс 7

Урок №

Тема: Разнообразие хвойных. Роль голосеменных в экосистеме тайги.

Цель : Рассмотреть многообразие видов голосеменных, проследить их роль в биосфере и жизни человека.

Тип урока : комбинированный (урок изучения нового с элементами закрепления знаний)

Метод обучения – частично поисковый, проблемный и репродуктивный.

Форма организации урока : беседа, игра в ассоциации, игра – викторина, работа с текстом учебника.

Формы организации деятельности обучающихся : фронтальная, индивидуальная, групповая, парная.

Технологии обучения : игровые элементы, элементы проблемного обучения, активные методы обучения.

Организационная структура урока:

    Организационный момент.

Взаимное приветствие обучающихся и учителя, фиксация отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку.

    Актуализация знаний.

Беседа.

Вопросы к обучающимся:

3. Назовите особенности строения хвойных.

4. Опишите процесс размножения сосны.

III.Сообщение темы и задач урока.

У: Так вот сосна и близкие ей растения ель, кедр имеют название «голосеменные». А почему они имеют такое название нам предстоит выяснить на сегодняшнем уроке. Тема урока: «Голосеменные растения». (запись темы урока в тетрадь). Кроме этого сегодня на уроке мы познакомимся

У: На уроке мы узнаем:

IV. Изучение нового материала.

У. С какими группами растений вы знакомились раньше?

Д.Мхи и папоротники.

У: Ель и сосна - наиболее широко известные представители хвойных голосеменных растений средней полосы.

У. Рассмотрите их внимательно.

Сейчас мы с вами проведём исследование и выясним, чем отличаются голосеменные растения от изученных нами ранее групп.

1. Какой стебель у сосны и ели: травянистый или деревянистый?

2. Есть корневая система у сосны и ели?

3. Есть у этих растений листья?

4. Во что видоизменились листья?

5. Есть у сосны и ели цветы?

6.Где образуются семена у этих растений?

У: Главное отличие этих растений от цветковых, то что у них нет цветков. Их семена развиваются не в плодах, а в шишках.

Шишки – видоизмененные побеги. Шишка состоит из центральной оси, на которой сидят кроющие чешуи.

этих растений семена не прикрыты стенками плода.Они расположены в шишках, на чешуях, то есть семена как бы голые.Отсюда и название отдела растений - голосеменные.

Рассказ учителя о представителях хвойных растений.

Ель. Стройные вечнозеленые теневыносливые деревья, высотой до 60 – 90 метров. Хвоинки ели короткие, расположены на побегах одиночно. Живут хвоинки до 8 лет. Ель требовательна к влажности и плодородию почвы, в частности, она нуждается в высоком содержании в почве органики. Ее корни располагаются в поверхностных слоях почвы, поэтому ели чаще выворачиваются с корнями во время бури. Отдельные представители ели живут до 500 – 600 лет.

Пихта сибирская. Достигает в высоту до 40 метров. Пихта поражает своей конусовидной кроной и темно – серым стволом. На ее ветвях расположены удлиненные, как свечки, женские шишки.

Лиственница. Отличается от многих хвойных тем, что ежегодно сбрасывает листья осенью. Этим и объясняется устойчивость лиственницы к загрязненной атмосферы больших городов.

Можжевельник. Низкорослые стелющиеся вечнозеленые кустарники или небольшие деревца. Ветви этих растений густо покрыты игольчатыми или чешуйчатыми темно зеленными листочками. Характерный признак можжевельника – сочные женские шишки, созревающие на протяжении 2 лет. Во время созревания такая шишка чернеет и внешне напоминает ягоду смородину. Поэтому такие шишки часто называют «шишкоягодами» (хотя с настоящими плодами они не имеют ничего общего).

А какой воздух в хвойных лесах? Он практически стерилен благодаря фитонцидам – особые летучие вещества убивающие болезнетворные микроорганизмы, способствуют обеззараживанию воздуха.

Работа с учебником «Разнообразие хвойных» страница 48.

Сколько классов включает отдел?

Перечислите семейства каждого класса.

Игра « Третий лишний ».

Ель, араукария , сосна (араукария – семейство Араукариевые, класс Хвойные)

Можжевельник, сосна , туя (сосна – семейство Сосновые, класс Хвойные)

Пихта, лиственница, саговник (саговник – класс Саговниковые)

Кипарис, секвойя, гинкго (гинкго – класс Гинкоговые)

Работа с учебником страница 49 «Значение хвойных лесов».

Выберите ключевые слова и словосочетания, касающиеся значения хвойных лесов.

Некоторые вещи, с которыми мы встречаемся каждый день, могут нам напомнить о голосеменных растениях (демонстрация пены для ванн, зубной пасты, туалетного мыла «Лестной бальзам»).

Физкультминутка.

IV. Закрепление знаний и способов действий.

Творческие задачи.

1. Сосну часто используют в посадках для закрепления песков, а ель для этого не годится. С чем это связано?

3. У сосен, растущих в лесу, теряются нижние ветки, а у ели они сохраняются до глубокой старости. С чем это связано?

4. Как то в Сибирь поздней осенью приехал ревизор. Увидел голую тайгу, спросил лесничего:

Какие деревья дают лучшую древесину для изготовления музыкальных инструментов. (ель, сибирская сосна)

Игра - викторина «Хвойные растения».

Я читаю описание хвойных растений, их применение, попробуйте выяснить какому растению соответствует данное описание.

1. Это растение растет на разнообразных почвах, но предпочитает пески. На укороченных побегах по две хвоинки. Шишки небольшого размера. Светолюбивые растения. Дает хорошую строевую и поделочную древесинуиз смолы получают скипидар, канифоль (сосна обыкновенная).

2. Крупное дерево до 50 метров с пирамидальной кроной. Укороченных побегов нет. Одиночные побеги обычно четырехгранные. Дерево теневыносливо. Дает ценную строевую древесину. (ель обыкновенная).

3. Светолюбивое дерево, образующие светлые леса. Древесина твердая, смолистая долговечная, используется в строительстве. На укороченных побегах – пучки мягкой хвои, ежегодно на зиму сбрасываемой. (лиственница сибирская).

V. Подведение итогов.

Сегодня на уроке вы вспомнили то, что было вам известно и узнали много нового, мы систематизировали эти знания. Теперь вы сможете рассказать своим товарищам, родителям об этих удивительных растениях и о том, что их жизнь во многом зависит от нас.

VI. Домашнее задание.

Параграф 18, стр. 48 – 49, подготовте реферат 2-3 листа «Голосемянные»

Голосеменные составляют древесный ярус лесов умеренной зоны. Они являются поставщиками кислорода и органических веществ, средой обитания животных и их едой, хорошо очищают воздух не только от грязи, но и от вредных микроорганизмов, участвующих в круговороте воды и других веществ.

Из сердцевины саговника пониклого изготавливают крупу саго. Крупные семена сибирского кедра, так называемые "кедровые орешки", употребляют в пищу.

Породы деревьев используются как топливо, строительные материалы (вагоностроение, кораблестроение, авиация, изготовление музыкальных инструментов и т.п.).

Сосновые почки, пихтовое масло, хвоя применяются для изготовления лекарственных препаратов.

Общая характеристика отдела Покрытосеменные, или Цветковые (Magnoliophyta)

Покрытосеменные (Цветковые) распространены повсюду. В настоящее время они преобладают в растительном покрове Земли, поэтому их называют "господствующей группой". От остальных высших растений покрытосеменные отличаются рядом признаков, которые и обеспечили их господства на Земле:

o наличие таких новых органов, как цветок, которая оказалась самым эффективным образованием для обеспечения размножения, и плод - лучшее приспособление для распространения растений, до завоевания ими новых территорий;

o семенные зачатки развиваются на плодолистиках не открыто, а в зав" яге, поэтому хорошо защищены от неблагоприятных условий окружающей среды;

o покрытия семян околоплодника (почему и отдел назван Покрытосеменные);

o дальнейшая редукция мужского и женского гаметофітів, которые развиваются на растении-спорофіті за счет ее питательных веществ;

o присущи разнообразные способы опыления, самым эффективным из которых является опыление насекомыми;

o значительно сокращенное время от опыления до оплодотворения и образования семян (для сравнения: у голосеменных настоящее время составляет полгода и более, у покрытосеменных - от опыления до оплодотворения проходит несколько часов, а созревание семян длится от трех-четырех недель до трех-четырех месяцев);

o двойное оплодотворение, в результате которого образуются не только зародыш, но и запасальна ткань (эндосперм);

o совершенная проводящая система (наличие в древесине настоящих сосудов), лучше организованы механическая, покровная и запасальна ткани;

o деревьев" янисті или трав" янисті растения с хорошо развитыми и разнообразными вегетативными органами - корнями, стеблями и листьями;

o исключительная приспособленность цветковых растений к различным условиям существования;

o неисчерпаемое разнообразие форм.

Покрытосеменные делят на два класса - Двудольные и Однодольные. Рассмотрим анатомо-морфологические различия, которые существуют между двудольными и однодольными растениями (табл. 22).

Таблица 22.

АНАТОМО-МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ ДВУДОЛЬНЫМИ И ОДНОДОЛЬНЫМИ РАСТЕНИЯМИ

Признаки

Класс Двудольные

Класс Однодольные

Корневая система

Стержневого типа, хорошо развит главный корень. У некоторых травянистых форм корневая система мочковатая

Мочковатого типа, главный корень рано отмирает

Зародыш семян

Зародыш состоит из двух сим" ядоль. Иногда он имеет 1 семядолю (лютик-пшинка, хохлатка)

Зародыш имеет 1 видоизмененную семядолю (щиток), которая прилегает к эндосперму

Трав" янисте, деревьев" янисте, способен к вторичному утолщению, ветвится. Проводящие пучки расположены в центре стебля или имеют вид кольца. Есть камбий. Кора и сердцевина обычно хорошо дифференцированы

Травянистый, не способен к вторичному утолщению. Проводящие пучки разбросаны по всему стеблю. Нет камбия, дифференцированной коры и сердцевины

Разной формы, края рассеченные или зубчатые, жилкование сетчатое, перистое, пальчасте. Размещение листьев очередное, супротивные, редко имеет влагалищную основу

Простые, цельнокрайние. Листья обычно без черешков. Часто имеют влагалищную основу. Жилкование параллельное, дуговое.

Четырех-, пятичленные, лишь в некоторых (корь-казонових) растений - трехчленная. Околоцветник двойной. Чаще всего опыляется насекомыми

Трехчленная, иногда четыре - и двочленна с простым околоцветником. Чаще всего опыляется с помощью ветра или происходит самоопыление

Жизненная форма

Лиственные деревья и кустарники, однолетние и двулетние травы

(исключение - древовидные алоэ и пальмы)

Количество видов / семей

Около 180 тысяч видов и 325 семей

Около 60 тысяч видов и 65 семей

Рассмотрим основные признаки семейств класса Двудольные (Ма§по1іор8І<Са) (табл.23) и класса Однодольные (ЬШор8ІсІа) (табл.24).

Таблица 23

ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ СЕМЕЙСТВ КЛАССА ДВУДОЛЬНЫЕ (MAGNOLЮPSГОA)

Жизненные формы

Крестоцветные (Капустные, Бгаяяісаееае), 3 тыс./220

Однолетние, двухлетние, многолетние травы

Ч2+2П2+2Т2+4М1; кисть; стручок, стручечок

Стебли часто укороченные (розеточные), листья простые, цельные или рассеченные; видоизменение корней (корнеплоды)

Овощные: капуста, редька, хрен, репа. Масличные: рапс, горчица, рыжий. Лекарственные: икота, хрен, пастушья сумка, горчица. Декоративные: левкой. Бур "яну: сурипка, дикая редька, желтушник, крупка

Продолжение табл. 23

Семья, количество видов в мире / в Украине

Жизненные формы

Особенности генеративных органов (формула цветка, соцветие, плод)

Особенности вегетативных органов

Представители класса и их значение

Розоцветные (Розовые, Яойасеае), 3 тыс./150

Многолетние травы, кустарники и деревья

или ЧзПзХоМ"; кисть, простой зонтик, щиток; костянка, яблоко, много-орешек, бага-токістянка

Стебли часто имеют колючки, листья простые и сложные с пристанищем

Плодово-ягодные: яблоня, груша, слива, вишня, клубника, малина, персик, миндаль.

Лекарственные: лапчатка, боярышник, рябина, шиповник, малина. Декоративные: роза, таволга

Бобовые (Мотыльковые, БаЬасеае),

Однолетние и многолетние травы, деревья, кустарники

Ч(5)П1+2+(2)Т(9)+1

М1; кисть, головка; боб (одно-, двух-, много-семенной); семена без эндосперма

Стебли - часто трав" янисті лианы, листья пери-стоскладні с крупными прилистниками, трійчастоскладні отдельные элементы листка видоизменяются в усики. На корнях есть клубеньки с клубеньковыми бактериями

Продукты: бобы, фасоль, горох, чечевица, нут, соя.

Кормовые: клевер, люпин, люцерна. Лекарственные: донник, термопсис, клевер, вязель, дрок, астрагал, софора. Декоративные: робиния, чина, альбиция

Пасленовые (Зоїапасеае), 2,5 тыс./30

Однолетние и многолетние травы

Ч(5)П(5)Т(5)Мь

кисть, завитки, кисть;

ягода, коробочка

Листья простые, цельные или рассеченные, без прилистников; некоторые имеют клубни - видоизмененные побеги

Овощные: картофель, перец, баклажан, помидор. Технические: табак. Лекарственные: белена черная, дурман, белладонна.

Декоративные: петуния, табак

Сложноцветные (Астровые, Лйгегасеае), 25 тыс./800

Однолетние и многолетние травы

П(5)Т(5)М1 или

чашечка превращена в хохолок или редуцирована; корзина; семянка

Стебли часто укороченные (розеточные), листья простые и сложные

Масляные: подсолнечник, сафлор, мадия. Овощные: топинамбур, латук, артишок. Каучуконосные: кок-сагиз, гваюла. Лекарственные: пижма, череда, тысячелистник, одуванчик, полынь Декоративные: георгины, астры, васильки, хризантемы. Бур "яну: осот, молочай

Заключение табл. 23

Семья, количество видов в мире / в Украине

Жизненные формы

Особенности генеративных органов (формула цветка, соцветие, плод)

Особенности вегетативных органов

Представители класса и их значение

Тыквенные

(СиситЬіїасеае)

Однолетние травы

Цветки однополые:

3 Ч (5) П (5) Т (2)+ (2)+1 ;

Ч(5)П(5)М1; одно- , двудомные; гарбузин

Стебель лежачий - плети, цепляются усиками; листья простые, без прилистников

Овощные: тыква, арбуз, дыня, огурец. Хозяйственные: люфа. Лекарственные: переступень белый.

Зонтичные (Сельдерейные, Аріасеае), 3 тыс./150

Однолетние травы

Чашечка редуцирована до зубцов;

П5Т5М1; сложный зонтик, простой зонтик, головка; двосим каменка

Листья простые, без прилистников, черешки у основания разрастаются в ножны, которые охватывают стебель

Продукты: морковь, петрушка, сельдерей, укроп. Эфиромасличные: фенхель, кориандр, анис. Лекарственные: дягиль, болиголов. Кормовые: борщевик.

Губоцветные (Ьашіасеае),

Цветки неправильные (зигоморфные);

Ч(5)П(2+3)Т4М1; кисть;

плод - сборный (из 4 орешков)

Четырехгранный стебель, простые листья без прилистников размещены супротивно

Лекарственные: м" мята, шалфей, тимьян, лаванда, крапива собачья.

Декоративные: монарда, шалфей блестящая.

Лебедовые СІїепоросСіас

О5Т5М1; соцветие - метелка, сложный колос; плод - орешек, соплодия (у свеклы)

Листья простые, без прилистников, иногда редуцированные или сросшиеся с междоузлиями стебля, сплошные

Продукты: свекла, шпинат огородный. Сорные травы: лебеда, курай.

В жизненном цикле развития цветочных полностью преобладает спорофит (2п). Из микроспор в пиляках тычинок развивается мужской гаметофіт - пилкове зерно, образованное из вегетативной клетки и двух спермиев. С мегаспори в семенном зачаточные развивается женский гаметофіт - зародышевый мешок. Внутри зародышевого мешка развиваются яйцеклетка, клетки-синергіди, полярные ядра, антиподы. Оплодотворение двойное. Оба спермии сливаются с клетками женского гаметофіта - яйцеклеткой и центральной клеткой. Семя, которое образуется в результате оплодотворения, содержит зародыш с одной или двумя сим" ядолями, семенную кожуру и эндосперм. Семя формируется внутри плода, который образуется из зав" яге цветка или других ее частей.

Таблица 24

ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ СЕМЕЙСТВ КЛАССА ОДНОДОЛЬНЫЕ (ЫТЛОРЭГОА)

Семья, количество видов в мире / в Украине

Жизненные формы

Особенности генеративных состояний (формула цветка, соцветие,

Особенности вегетативных органов

Представители класса и их значение

Злаковые, (Тонконогові, Роасеае), 10 тыс./500

Многолетние, реже двулетние и однолетние травы

О2Т3М1; сложный колос, метелка, початок; Зерновка

Стебель соломина (полое внутри междоузлий, со

вздутыми узлами), листья сидячие, с влагалищем, цельнокрайние, простые, линейные, с параллельным жилкованием

Зерновые: пшеница, рожь, ячмень, кукуруза, просо, сорго, овес, рис. Технические: сахарная тро-стина, бамбук, тростник.

Кормовые: тимофеевка, кострец, мятлик. Лекарственные: кукуруза, пырей.

Бур" яну: пырей, щетинник, овсюг, пажи-тниця, куриное просо

Лилейные

(ЬШасеае),

Многолетние травы

В 3 +с 3 Т 3 +с 3 Н 1 ; одиночные цветки, метелка, кисть, метелка;

коробочка, ягода

Характерные видоизмененные побеги (корневище и луковица). Листья простые, цельные, линейные или овальные, с параллельным или дуговым жилкованием

Овощные: лук, чеснок, спаржа. Лекарственные: ландыш, купена, лук, чемерица, алоэ. Декоративные: лилия, тюльпан, нарцисс, ландыш, гиацинт, пролеска

Осоковые (Сурегасеае), 5 тыс./150

Многолетние и однолетние травы

Цветок не имеет околоцветника или она сильно редуцирована; раздельнополые: 3 О(0)Т.3; ? В(0)М1; колоски, которые, в свою очередь, собраны в метелку или головку; орешек.

Стебель чаще трехгранные, редко цилиндрическое; листья линейные с влагалищем, что охватывает стебель в виде трубки

Кормовые: осока сухих местностей.

Красноармейская общеобразовательная школа I - III ступеней

Конспект урока

по биологии в 6 классе

на тему: «Разнообразие голосеменных растений, их значение в природе и жизни человека».

Подготовила: Холодная Г.В.

Цель урока: познакомить учащихся с особенностями строения голосеменных растений.Рассмотреть многообразие видов голосеменных, проследить их роль в биосфере и жизни человека.

Задачи :

Образовательные: Получить представление о многообразии голосеменных растений, изучить их роль в природе, узнать о практическом значении для человека голосеменных растений. Обобщить знания по изученной теме, уделив внимание приспособленности растений.

Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к природе, ко всему живому.

Развивающие: Способствовать развитию интереса к биологии. Развивать внимание, все виды памяти, речь, логическое мышление. Продолжить формирование умений работать с учебником, с дополнительной литературой, выделять главное, решать творческие задачи.

Оборудование: гербарный материал, шишки ели, сосны, компьютер, мультимедиа, экран,

Ход урока

    Организационный момент.

Подготовка учащихся к уроку.

    Актуализация знаний

Работа у доски

(К доске вызывают 3 учеников. Каждому дают по карточке с вопросами. На выполнение задания отводится около 5 мин.)

Карточка 1

1. Запишите основные черты, характерные для водорослей.

2. Приведите примеры различных водорослей.

Карточка 2

1. Запишите основные черты, характерные для мохообразных.

2. Приведите примеры различных мохообразных.

Карточка 3

1. Запишите основные черты, характерные для папоротникообразных.

2. Приведите примеры различных папоротникообразных.

(По истечении времени учащиеся устно отвечают на поставленные вопросы. Класс сравнивает и анализирует их ответы, исправляет ошибки и неточности.)

Дополнительные вопросы классу

    В чем состоит принципиальное отличие водорослей от мохообразных?

    В чем отличие мохообразных от папоротникообразных?

    В чем проявляется усложнение строения этих групп растений?

    Какие общие черты можно выявить у этих групп организмов?

    Какие органы появляются у папоротникообразных?

    Как называется сложный лист папоротника?

7 С помощью чего размножаются папоротники?

8 Какое главное условие для размножения споровых растений?

    Изучение нового материала

Сегодня мы приступаем к изучению новой группы растений - отдела голосеменные. Принципиальное отличие растений этой группы от растений, изученных нами ранее, состоит в способе размножения.

    Вспомните, посредством чего размножались растения, с которыми мы уже познакомились. (Эти растения размножались посредством спор.)

Способ размножения представителей отдела голосеменные принципиально иной.

    Как вы думаете, посредством чего размножаются эти растения? (Ответы учащихся.)

Они размножаются с помощью семян. Возникновение семян - очень важный этап в эволюции растений.

Тем не менее наличие семян является большим эволюционным шагом, дающим этим растениям огромное преимущество перед споровыми.

    Как вы считаете, в чем это проявляется? (Ответы учащихся.)

В отличие от спор в семенах имеется запас питательных веществ, необходимых зародышу в первое время его развития, пока у молодого растения не сформируется корневая система. Кроме того, внутри семени зародыш будущего растения надежно защищен от неблагоприятных воздействий окружающей среды. Все это значительно увеличивает шансы молодого растения на выживание.

    Что представляется вам, когда речь заходит о хвойных растениях? (Ель и сосна.)

Ель и сосна - наиболее широко известные представители хвойных голосеменных растений средней полосы.

Как мы уже говорили, голосеменные растения (например, сосна и ель) размножаются семенами.

    Где образуются семена у этих растений? (В шишках.)

    Использование древесины в строительстве.

    Использование древесины некоторых пород голосеменных в качестве поделочного материала.

    Получение бумаги (древесина ели).

    Производство искусственных тканей (искусственный шелк из древесины сосны).

    Сырье для промышленности (получение спиртов, пластмасс, лаков).

    Получение пищевого масла из семян кедровой сосны и использование ее семян в пищу.

    Получение витаминов (витамин С, каротин).

    Изготовление мебели, музыкальных инструментов и др.

    Получение смолы и ее производных: скипидара, канифоли.

    Высадка защитных лесополос по периметру полей, задерживающих таяние снегов (повышение влажности почвы) и препятствующих сильным ветрам (которые могут повредить посевы).

    Озеленение дворов и улиц.

    Декоративное значение.

В России около 1 млрд га занято лесами. 80% этих лесов являются хвойными. (Около 25% - сосняки, 17% - ельники.)

Как бы широко не применялись эти растения человеком. Необходимо думать об их охране. Хвойные повсеместно вырубаются. Беднеет тайга. Вместе с этим кислорода и воды становится всё меньше. Хвойные малоустойчивы к загрязнению воздуха. Поэтому наша промышленность их губит.

Говорим при всем народе:

Чтоб продлить природы век,

Должен помогать природе

Друг природы - человек.

Чтобы мирно мчались годы,

Расцветал за веком век,

Другом быть для всей природы

Должен каждый человек!

Ель

Ель у многих европейских народов почиталась священным деревом. Еще у древнегерманских племен был обычай: накануне воинского похода вожди приходили в еловые леса, останавливались перед деревьями и произносили таинственные заклинания. А на лапах вечнозеленого дерева развешивали разнообразные дары и украшения, чтобы задобрить лесного духа. Люди считали, что именно в кроне пушистой красавицы обитает дух. С тех пор обряд почитания ели перешел в Г одландию и Англию, а у нас в России qh появился благодаря Петру первому, которому очень понравились разукрашенные лесные красавицы.

Сосна

В Калининградской области (район Куршской косы) есть необычное место, которое месные жители называют "Танцующий" лес. Это лесопосадка 80-х годов, где на одном квадратном километре растут удивительные деревья - их стволы изогнуты, скручены или извиваются петлями. Причина этого явления неизвестна, но есть еще похожие места на нашей планете Другой аналог - парк «Танцующие берёзы» - расположен на берегу озера Боровое в Казахстане.

По древнему ненецкому поверью сосны с определенным (шарообразным) расположением веток нельзя бить палкой - считается, что там обитает дух ветра, который может унести того, кто рискнет его побеспокоить в "никуда".

Кедр

Далеко не всем известно, что сибирский кедр, или правильнее, кедровая сосна, достигает в высоту 35-40 метров, а толщина ствола этого дерева доходит до двух метров. Хорошо развитые кедры дают до пятидесяти и более килограммов чистых орехов в год, в которых содержится много жира.

В кедровой посуде долго не скисает молоко. В шкафу из кедровых досок не заводится моль. Комары и клещи пуще огня боятся эфира, выделяемого этим деревом. Из кедровых орехов сибиряки умеют делать растительные сливки, которые почти в три раза питательнее коровьих, так как кедровый орех содержит 79 процентов жира. Кедровыми орехами, при их употреблении, предупреждается туберкулез.

Из кедра построили храм Аполлона, и когда археологи его выкопали - оказалось, что древесина в полном порядке.В гробнице Тутанхамона нашли кучу изделий из кедра

Можжевельник

Наши предки для изгнания из жилья дурного запаха сухими плодами можжевельника окуривали избы. Если в семье был больной, полы протирали хвоей можжевельника, а во времена Дмитрия Донского в баню было принято ходить не только с березовыми, но и с можжевеловыми вениками, в которые вплетали еще и сухие ветви крапивы. В Крыму, чтобы сохранить вещи от моли, в сундуки с шерстяной и меховой одеждой клали куски ароматной можжевеловой древесины. Знали наши предки и о том, что можжевельником можно обеззараживать посуду.

Секвойя

Секвойя - вечнозеленое хвойное дерево из Калифорнии - считается одним из самых крупных деревьев мира. Оно может достигать в высоту 120 м. Одна гигантская секвойя, которую американцы прозвали «Генерал Шерман», выросла до 89 м в высоту, а окружность ее ствола в полутора метрах от земли составляет 24 м. Секвойя - долгожитель. Она живет более 3000 лет.

Еще интереснее факт о продолжительности жизни дерева. В Родвуодском заповеднике сохранилась секвойя, которую индейцы использовали как вышку для наблюдения и разведения сигнальных костров. Возраст ее - 5000 лет и, не смотря на такой внушительный возраст, она продолжает расти!

Лиственница

Немцы считали лиственницу священным деревом (светлым деревом). Дерево украшали шкурами зверей, рогами оленей, лоскутами ткани.

На Алтае существует поверье, что тем, кто впервые едет через гору или отправился со сватовским визитом, полагается повязать белые ленты на березу или молодую лиственницу, для удачного исхода поездки.

    Закрепление знаний и умений

Ответьте на вопросы:

В чем состоит принципиальное отличие голосеменных растений от

споровых?

Каково строение женской и мужской пташек сосны?

В чем отличие в строении этих шишек?

Какие особенности строения возникли у пылинок сосны, которые

способствуют их переносу ветром?

Как происходит опыление и оплодотворение у голосеменных растений (на примере сосны)?

Какими способами распространяются семена сосны?

В чем состоит эволюционное преимущество семенных растений перед споровыми?

IV Подведение итогов урока

Домашнее задание

Творческое задание.

Узнать, какие животные питаются семенами голосеменных растений. Подготовить доклад об интересных представителях голосеменных растений.



В продолжение темы:
Сад и огород

Лучший способ извлечения сока из груш — прессование измельченных плодов. Полученный сок процедить через марлю, разлить в подготовленные банки или бутылки и стерилизовать от 15...

Новые статьи
/
Популярные