Что можно сделать из древесины? Древесные материалы.

Древесина – это материал, производимый из кустарников и деревьев. Она применяется для производства самых разных предметов и строительства. Она легко обрабатывается, прочна и тяжела. Главным достоинством древесины, в сравнении с другими материалами, считается ее возможность возобновления как ресурса, - при правильном отношении к окружающей природе люди всегда смогут использовать постоянно получаемую древесину.

Ствол растущего дерева с каждым годом становится все толще и древесина в нем прибавляется, образуя годичные кольца. Количество таких колец на спиле ствола дерева говорит о его возрасте. Эти кольца добавляют эстетической привлекательности древесине своим неповторимым рисунком фактуры волокон. Но есть и негативные последствия у роста древесины. Одно из них – свойство расщепления древесины вдоль волокон.

Подготовка древесины

Современные лесорубы валят лес мощными пилами, ветки со стволов в считанные секунды срезают специальные машины. Объем бревна определяется по кубатурнику . На пилорамах бревна распускают на доски. Лесоматериалы перед применением нуждаются в специальной просушке на открытом воздухе в штабелях или в автоматических сушилках, куда подается теплый сухой воздух температура и влажность которого контролируются. В сушилках древесина быстрее становится пригодной для использования. Если древесина будет сырой, изделия из нее впоследствии будут трескаться или скручиваться.

Но не все бревна распиливают на доски. Некоторые стволы вращают в специальных станках очень острые лезвия, которых разрезают бревна на тоненькие пластины, называемые фанерой. Из фанеры чаще всего делают клееную фанеру, более прочную и удобную в применении, чем цельная древесина и менее дорогую. Из отходов распиловки леса выпускают ДСП (древесно-стружечные плиты). Их часто облагораживают шпоном, фанерой или пластиком и делают из них недорогую мебель массового производства или используют как отделочный материал. Из древесины мягких пород еще делают бумагу, измельчая ее в бумажную массу. Для этого годятся даже деревья с не толстым стволом, что позволяет в некоторых странах заниматься специальным выращиванием лесов для нужд бумажного производства. Такие насаждения спиливают еще до достижения ими размеров строевого леса.

Некоторые продукты переработки древесины получают путем ее расщепления с помощью химических процессов. Это топливо – древесный уголь, ингредиент некоторых видов пластмасс и составов для дорожного строительства – лигнин, используемая для производства фотопленки, бумаги и вискозы – бумажная масса.

Виды древесины

В случаях применения древесины в строительстве или ремесленном производстве ее называют лесом. Лесоматериалы, обычно подразделяют на мягкие и твердые.

Мягкие лесоматериалы - древесина хвойных пород деревьев (ель, сосна, кедр). Они растут быстро и их специально искусственно выращивают. Мягкая древесина легко поддается распилу, сверлению и сгибанию. Она необходима в строительстве, производстве транспортировочных ящиков, бумаги и прессованной древесины.

Твердая древесина производится из стволов медленно растущих пород деревьев с широкими листьями (дуб, ясень, береза их тропические собратья – красное дерево и тик). Такая древесина гораздо труднее режется и формуется, но и почти не гниет и очень прочна. Структурный рисунок такой древесины часто бывает очень красив. Вот почему твердую древесину используют для производства дорогой изысканной мебели, музыкальные инструменты или такие специальные предметы как лодки или клюшки для крокета. Тонкой фанерой такой древесины покрывают плиты, сделанные из стружки деревьев мягких пород. Тропические деревья с твердой древесиной с каждым годом становятся все большей редкостью из-за постоянной беспощадной вырубки.

Столярное дело

Столяры – это те люди, которые изготавливают из древесины самые различные предметы. Они могут изготавливать мебель или участвовать в строительстве домов. Большинство деталей из дерева сейчас делается на заводах с помощью специальных станков (рамы на окна, двери). Но и в наши дни всегда находится работа умелым рукам столяров.

Искусные столяры, изготавливающие мебель как произведение искусства называются краснодеревщиками. Им прекрасно известны технологии сборки деревянных изделий из отдельных фрагментов. Прочность и красота соединений, которых достигается виртуозной точностью подгонки деталей друг к другу. Правильность склеивания и свинчивания деталей между собой обеспечивает дополнительную прочность и долговечность соединений.

Различные методы применения древесины

Высокого качества древесина (твердая и мягкая) используется для производства досок и других разновидностей пиломатериалов.

Древесина менее качественная идет на изготовление фанеры. Три и более листа фанеры склеивают друг с другом поперек волокнами и получают клееную фанеру.

Отходы распиловки и обработки леса измельчают и перемешивают с опилками и специальными смолами и прессуют, получая ДСП. Из еще более мелких отходов делают ДВП (древесноволокнистую плиту).

Еще древесину мягких пород измельчают для производства бумаги.

В Древней Руси славились мастера плотники, строившие деревянные церкви – шедевры деревянного зодчества без единого забитого гвоздя и склеивания. А ведь некоторые из них стоят и по сей день, поражая своею красотой и величием!

Цель: Познакомить с природными материалами, из которых сделаны различные предметы; формировать элементарные представления о некоторых производственных процессах, начиная с добычи сырья в природе и кончая получением готового продукта; воспитывать бережное отношение к природным богатствам.

Планируемые результаты: Метапредметные

Регулятивные: уметь формулировать учебную задачу; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; формулировать выводы из изученного материала; отвечать на итоговые вопросы; осуществлять контроль и коррекцию; оценивать результаты своей деятельности на уроке. Познавательные: классифицировать предметы по характеру материала, показывать цветом разные производственные цепочки; читать текст учебника; по рисункам учебника прослеживать производственные цепочки, моделировать их, составлять рассказ по картинкам, приводить другие примеры использования природных материалов для производства изделий. Коммуникативные: участвовать в работе пары и группы. Договариваться друг с другом, принимать позицию собеседника, проявлять уважение к чужому мнению.

Предметные: узнают, какие природные материалы люди используют для изготовления изделий; научатся составлять простейшие производственные цепочки

Личностные: бережно относиться к вещам; понимать необходимость бережного отношения к природе; уважительно относиться к труду людей.

Учебные материалы: Учебник А.А. Плешаков “Окружающий мир”, рабочая тетрадь №1, компьютер, мультимедийный проектор, экран, разные предметы из глины, металла, древесины, шерсти; карточки – модели. У учащихся: сигнальные флажки, цветные карандаши (фломастеры)

1. Организационный момент, эмоциональный настрой. (слайд1)

Прозвенел звонок весёлый
Все готовы? Всё готово?
Мы, сейчас, не отдыхаем,
Мы, работать начинаем.

2. Проверка домашнего задания.

А)Индивидуальные задания по карточкам. (2 детей получают задания)

Подчеркни одной чертой продукцию промышленности, двумя - продукцию сельского хозяйства.

1. Помидор, книга, морковь, телефон, настольная лампа, картофель, трактор, редис, лук, стул, утюг, тапочки.

2. Арбуз, вишня, стул, майка, виноград, ботинки, пальто, ракета, слива, парта, тыква, капуста, самолёт, чеснок, огурец.

Б) Игра “Верно это или нет”.

Поиграем в игру “Верно это или нет” (работа с сигнальными карточками-светофорами: если верно-зеленый цвет, если нет-красный)

Верно ли, что экономика – это хозяйственная деятельность людей? (да)

Верно ли, что хлеб, молоко, мясо дает нам торговля? (нет)

Верно ли, что бумажные деньги впервые стали использовать в Китае? (да)

Верно ли, что в наши дни деньги не делают из дерева? (да)

Верно ли, что одежду, обувь, мебель производят в торговле? (нет)

Верно ли, что маляр, каменщик, штукатур, крановщик работают в строительстве? (да)

Верно ли, что продукты и вещи мы можем приобрести в сельском хозяйстве? (нет)

Верно ли, что чтобы утром нам выпить стакан молока, работают только отрасли сельское хозяйство и торговля? (нет, транспорт, промышленность)

Верно ли, что вместе со строителями в возведении дома участвуют специалисты транспорта и промышленности? (да)

Верно ли, что все отрасли экономики связаны друг с другом? (да)

Самоопределение к деятельности

Посмотрите на экран. (слайд 2) На слайде изображены разные предметы.

(Ракушка, варежки, ножницы, кувшин, линейка, ложка, шарф, кружка, карандаш)

Определите, какой “лишний”? (ракушка)

Почему? (Ракушка - создала природа, а остальные сделал человек)

Как называется то, что сделано руками человека? (Рукотворный мир)

Практическая работа.

Разделите остальные предметы на группы по материалу. (Делят предметы на группы.)

Все эти предметы вам хорошо знакомы. Назовите их и объясните, для чего они служат. Что общего у всех этих предметов одной группы? (Называют предметы. Рассказывают, для чего они нужны - из глины (вазу, горшочек, кирпич, глиняную игрушку-свистульку),

Из шерсти (свитер, перчатки, носки, шарф),

Из металла (ложка, миска, кружка, ножницы, металлический конструктор),

Из древесины (линейка, деревянная ложка, матрёшка, тетрадь).

О чем мы будем говорить на уроке? (Узнаем, из чего и как люди делают разные изделия.)

Прочитайте тему урока в учебнике.

Сформулируйте учебные задачи, которые поставим перед собой? (будем говорить о предметах, узнаем из чего их делают). Прочитаем об этом в учебнике.

Работа над темой урока.

Беседа “Что из чего?” (Работа в группах)

А теперь поговорим о каждой группе предметов в отдельности.

1. Шерсть (рассмотреть группу предметов из шерсти) (слайд 3)

Мы определили, что эти вещи сделаны из шерсти. А откуда берут шерсть?

(с.111 учебника) Рассмотрите рисунки и расскажите, как же делают шерстяные вещи.

1. Стрижка овец;

2. Изготовление шерстяной пряжи, сматывание на бобины;

3. Изготовление шерстяного полотна;

4. Нанесение рисунка на ткань;

5. Изготовление по выкройкам деталей одежды.

Что нового вы узнали об изготовлении шерстяных изделий?

А как сделали этот шарфик? Как получили разные цвета?

2. Дерево (рассмотреть группу предметов из дерева ) (слайд 4)

Понятно, что линейка, подставка сделаны из дерева. А вот тетрадь как оказалась в этой группе? Как появились на свет наши с вами учебники? В этом нам помогут разобраться ребята, которые подготовили сообщения.

а) Выступления ученика об изготовлении бумаги.

Существует различные виды бумаги. Где её используют?

На комбинате изготавливают бумагу.

  • Писатель пишет произведение.
  • Художник делает иллюстрации
  • В издательстве печатают книги.
  • В магазине появляются книги.

Выступление детей.

Сегодня бумагу делают на комбинатах, где людям помогают машины.

Машины принимаются за дело ещё тогда, когда будущая бумага в лесу растет. Электрические пилы пилят, валят деревья. Тракторы-лесовозы везут бревна к реке. Машины связывают бревна в плоты, и плывут плоты по реке до ворот цеха. Тут за дело берутся другие машины: быстрый многопильный станок распиливает бревна на чурбаки; машина – корообдирка сдирает с них кору; рубильная машина рубит чурбаки на щепки; щепки едут на самодвижущейся дорожке в котел. В котле в специальном растворе варится каша-деревянная. Вот эта каша когда готова, и становится бумагой.

б) Показ коллекции различных видов бумаги.

Для чего используется бумага?

Легко ли получить бумагу? Как нужно относиться к нашим тетрадям, учебникам, ведь всё это срубленные деревья. А чтобы вырастить взрослое дерево надо не менее 60 лет.

А ещё из дерева делают мебель, посуду, игрушки. (Показать.)

6.Физминутка

А теперь отгадайте, о ком идет речь?.( Звучит музыка “Бу-ра-ти-но!”) (слайд5)

А как вы думаете, почему мы вспомнили о Буратино? (сделан из дерева)

А из какой сказки? (“Золотой ключек”. А.Толстого)

7. Беседа “Что из чего?” (продолжение)

Издавна на Руси из глины изготавливали посуду и вот такие замечательные игрушки. (слайд 6)

А как делают игрушки из глины, мы узнаем из фрагмента фильма.

(Просмотр фрагмента фильма “Наследство деда Филимона”.)

Рассказ ученика о глине.

Глина добывается в карьере экскаваторами. В сыром виде она пластична. Она смешивается с водой до состояния густой пасты и затем из нее лепят посуду или игрушки. Высыхая, глина затвердевает и становится очень прочной. Затем изделия обжигают в печи при высокой температуре 450°С. После обжига глина становится прочной и никогда не станет мягкой. Искусство делать такие вещи называется керамикой .

В давние времена, когда не было холодильников, глиняные кувшины использовали для хранения холодной воды. Вода оставалась холодной, так как просачивалась через тонкие поры кувшина и испарялась, что и помогало сохранять воду холодной.
Замечательными гончарами были китайцы. Из специальной белой глины изготавливают фарфоровые изделия . При обжиге такая глина приобретает белый цвет. Эта чашка тоже сделана из глины.

Надо сказать, что из глины делают кирпичи, игрушки, черепицу.

В последней группе у нас оказались предметы, сделанные из металла. (слайд 7)

Рассказ ученика о производстве железа

Железо никто не делает, оно сотворено самой природой, как вода, глина, песок... А люди это железо лишь добывают и превращают его в чугун и сталь.

Железа на свете видимо-невидимо - оно и в песке (от этого-то он желтоватый), и в красновато-бурой глине, и в коричневом камне - кремне. Железо даже в воде растворено.

Больше всего железа в железных рудах. Из них-то и добывают этот самый главный металл.

Как добывают руду?

Тут не обойтись без огромного, могучего, стального копалы – черпалы, маленького бумажного пакета с зарядом взрывчатого вещества и длинных проводов. Пробурят горняки в земле скважины, заложат в них взрывчатку, по проводам пустят ток. Тут затыкай уши. Как грохнет взрыв - тонны земли, камней взметнутся в воздух, разлетятся вокруг, и откроется спрятанная под ними руда. Бывает, что и саму руду приходится дробить взрывами. Наконец, стихли взрывы. За работу берётся шагающий экскаватор. Зачерпнет экскаватор руду ковшом-черпаком, повернётся - и нагружен целый вагон или гигант-самосвал. Но вот руду привезли на завод. Как же превратить ее в железо? Тут помогает людям жаркий огонь. В огромных, словно высотные дома, печах - домнах день и ночь бушует пламя. Вот на самый верх одной из таких домен по наклонной дороге поползли вагонетки. Поднимутся, опрокинутся, высыплют груз в печь - и вниз. В одних вагонетках руда, в других - белый камень, известняк, в третьих - топливо, тёмно-серый ноздреватый кокс. Он, словно пирог, выпечен из размолотого в муку наилучшего каменного угля. Ну а известняк помогает коксу вытягивать из руды все лишние примеси.
Жарко горит кокс, но не расплавить ему руду. Чтобы он горел ещё жарче, нужно постоянно раздувать огонь, нужен воздух, горячий, раскалённый. Вот почему рядом с домной стоят ещё несколько башен. В них-то и нагревается воздух. Могучие вентиляторы гонят по трубам воздушные потоки, непрерывно раздувая в домнах огненную бурю. Бушует пламя, плавится, оседает руда, капли металла чугуна собираются в струйки, ручейки... Чугун тяжёл, он стекает на дно печи, а все лишнее, что было в руде, поднимается, всплывает пузыристой огненной пеной. Это шлак.

Наконец мастер подаёт сигнал: “Чугун готов! Можно выпускать плавку”. Минута, другая... и, рассыпая фонтаны искр, освещая небо огненным заревом, жидкий металл хлынет в огромный ковш. Ковшей много, каждый на колёсах. Стоит на рельсах целый поезд-чугуновоз. Наполнится один ковш, тотчас под струю подойдёт следующий. Куда же отправится огнедышащий поезд? Путь его недалёк - в соседний цех. Тут чугун выльют в формы. В них жидкий металл застынет и примет форму той самой формы, в какую был залит. И мы с вами встречаемся с чугуном каждый день. Ведь обычные сковородки, чугунки, батареи отопления, решётки, в которые убегают ручейки на улицах, - все это тоже отлито из чугуна.

Итак, мы с вами познакомились с некоторыми материалами, из которых человек может сделать необходимые ему предметы. А теперь для закрепления выполним задания в тетради.

Закрепление (работа в парах):

Самостоятельная работа по “Рабочей тетради” с.39-40 №1,2

Покажите стрелками разного цвета разные производственные цепочки.

Напишите, во что люди могут превратить эти материалы.

(Зерно, мельница, хлеб. Железная руда, завод, ножницы и т. д.)

А кроме глины, древесины, металла из каких материалов могут быть выполнены различные предметы? (Пластмасса, резина, стекло и др.)

На что должны обращать внимание люди, добывая в природе различные материалы для изготовления всевозможных изделий?

1) Добывать материалов не больше, чем их требуется.

2) Расходовать экономно.

3)Сажать новые деревья.

4)Восстанавливать земли на месте карьеров.

8. Итог урока:(слайд 8)

На какой вопрос отвечали на уроке?

Кто теперь знает из чего можно сделать посуду, одежду, удобные вещи?

Для изготовления различных вещей человек использует в основном, имеющиеся в природе материалы. Но их запас небезграничен. Поэтому человек должен бережно относиться к природным богатствам.

9.Рефлексия.(слайд 9)

  • Я знаю, что …
  • Я научился …
  • Я удовлетворён…

10. Домашнее задание (слайд 10)

Познавательное развитие. ФЦКМ

Тема: Свойства древесины.

Цель: Познакомить детей с некоторыми свойствами древесины.

Задачи:

1. Познакомить с понятием древесина.

2. Помочь выявить такие свойства древесины как: твердость, легкость, горючесть.

3. Закрепить знание детей о деревьях.

4. Упражнять в умении выделять из множества предметов деревянные.

5. Воспитывать бережное отношение к природе.

Интеграция областей:

речевое развитие, социально- коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие.

Средства реализации:

Демонстрационный материал:

бруски древесины различных видов деревьев, видеопрезентация о свойствах древесины, спички, деревянное домино.

Раздаточный материал:

деревянные брусочки.

Предварительная работа: рассматривание деревьев на прогулке, д/и «Угадай дерево», составление альбома «Деревья и листья»

Загадка

У отца есть мальчик странный

Необычный, деревянный.

На земле и под водой.

Ищет ключик золотой (Буратино).

Ребята, нам Буратино прислал видеописьмо, давайте его посмотрим.

Буратино очень испугался, когда его бросили с моста в воду, ему было очень страшно, он думал, что он утонет и очень удивился, когда не утонул.

Вода держала его на поверхности. Он просит нас объяснить ему, почему так произошло. Попробуем помочь ему разобраться? (Да)

Беседа

Ребята, а из чего сделан Буратино? (Из дерева)

А какие деревья вы знаете? (ответы детей)

А какую пользу приносят деревья? (кислород, дом для птиц красивые, из деревьев делают различные предметы.

Дерево дает человеку удивительный материал, который называется древесина.

Древесина _ это плотный материал из срубленного дерева (повторить)

Тема нашего сегодняшнего занятия «Свойства древесины» (т.е. что особенного в древесине)

Выявление свойств древесины.

– Перед вами лежат деревянные брусочки. Возьмите их, постучите кулачком, попробуйте согнуть их, сломать.

– Получилось? (нет)

– Значит древесина какая? Твердая

– Какие предметы из древесины вы знаете? (ответы детей)

А как из дерева можно получить ложку, тарелку? (дерево нужно срубить, распилить, вырезать из него

Значит, какое свойство 2-е? Что можно сделать с древесиной? (Её можно пилить, что –то вырезать)

2- е свойство древесины: её можно распилить, из неё можно что-то вырезать

Человек научился обрабатывать древесину еще в древности, с помощью топора, ножа и др. инструментов.

А сейчас давайте немного отдохнем.

Давайте поиграем в игру «Веселые листочки». У каждого из вас на руке листочки разных видов деревьев. Я буду говорить слова, а вы будете выполнять соответствующие движения. После слов 1,2,3,4,5 – выходят только те листочки, которые я назову и выполняют моё задание. «Листочки летают, листочки кружатся, листочки на землю тихо садятся»

1,2,3,4,5 – листья березы будут присядать.

1,2,3,4,5 – листья дуба будут танцевать

1,2,3,4,5 – листья клёна будут играть

1,2,3,4,5 – тихонько на место садимся опять.

Итак, продолжаем узнавать удивительные свойства древесины. Мы проведем с вами опыт, который поможет нам объяснить Буратино, почему он не утонул. От каждого стола мне нужен один лаборант (помощник)

– У меня стоит тазик с водой и лежат предметы из древесины.

Возьми спичку и положи ее в таз с водой. Утонула? (нет)

Тогда возьми предмет крупнее, деревянное домино. Положи его в таз. Утонуло? (нет)

А я возьму крупный брусок, положу его в воду. Утонул? (нет)

Какой можем сделать вывод? (дерево не тонет)

Да, ребята, древесина не тонет.

Потому, что древесина очень легкий материал, легче воды.

Поняли, почему Буратино не утонул?(ответы детей)

Давайте продолжать исследовать древесину. У меня на столе лежат спички. Из чего сделаны спички? (Из древесины)

А что будет, если я ее зажгу? (сгорит) – показываю

Сгорела? (Да)

Значит еще одно свойство древесины какое? (она горит)

А почему я сама провела опыт со спичками, а вам спички не дала?

(Детям нельзя играть со спичками, может случиться пожар.)

Тем более, что вокруг нас много деревянных предметов, которые быстро загорятся. А какие предметы из древесины окружают нас? (ответы детей)

А теперь повторите за мной «Вы запомните друзья –

Спички детям брать нельзя!»

Ребята, а как вы думаете, дерево живое? (да0

А почему? (Оно питается, дышит, растет)

Я вас научу, как можно определить сколько дереву лет.

Посмотрите на спил дерева, вы видите кольца? Сколько колец у дерева, столько ему и лет (Вместе считаем – 12)

Ребята, из древесины невозможно получить 2 совершенно одинаковых предмета, т.к. у всех видов деревьев разная древесина по цвету, структуре, направлению прожилок.

У ели и осины древесина светлая, у липы более темная, у бука совсем темная и более твердая (показ)

Вот мы с вами и выявили свойства древесины. Давайте повторим их (твердость, режется, не тонет, горит, пилится).

Ребята, а Буратино мы подарим нашу презентацию. Теперь ему стало все понятно и ясно. Посмотрите, какой он веселый и машет нам рукой.

P .S Деревья нельзя рубить, где попало. Молодые, здоровые деревья, новый лес рубить нельзя – это запрещено законом. Мы в начале занятия говорили, что лес наше богатство – его надо беречь.

Урок окружающий мир во 2 классе «А».

Тема: Деревья леса. Что человек делает из древесины.

Цели урока : создание условий для формирования у младших школьников представления о деревьях леса, о использовании человеком древесины.

Задачи:

    Образовательные: познакомить учащихся с природными материалами, из которых сделаны различные предметы; воспитывать бережное отношение к вещам и уважение к людям разных профессий; обратить внимание на острую экологическую проблему – уничтожение лесов.

    Воспитательные: воспитывать бережное отношение к вещам и уважение к людям разных профессий; прививать любовь к природе родного края и всему живому на земле.

    развивать познавательный интерес к новой информации, побуждать к изучению нового, обратить внимание на острую экологическую проблему –уничтожение лесов.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы обучения : ИКТ, словесный, наглядный, практический

Основной метод : проблемный

Форма организации познавательной деятельности учащихся : фронтальная, индивидуальная, групповая.

Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска Smart Board компьютер, документ камера, слайды по теме: «Из чего что сделано», аудиозапись с голосами птиц;учебник Н.Ф. Виноградовой «Окружающий мир»: 2 класс, ч. 2, тетради на печатной основе, гербарий деревьев Волгоградской области, индивидуальные карточки с заданиями, комплект картинок в конвертах для групповой работы, различные предметы из дерева, куски древесины.

Ход урока

I. Организационный момент.

Проверьте, ребятки

Все ль на месте?

Всё ль в порядке,

Книжка, ручка и тетрадка?

Проверили? Садитесь!

С усердием трудитесь!

Т.М. Ребята! Сегодня у нас необычный урок. Вы, наверное, удивлены, что по расписанию у нас окружающий мир, а приготовились мы ещё и к уроку технологии, пригласили учителя биологии. Представляю преподавателей, которые проведут для вас этот урок.

Е.В.Я учитель биологии. Ребята!Вас ждут на этом уроке необычные открытия.

В.Б. Я учитель технологии. Удивительные сюрпризы.

Т.М. Ребята, на уроке вы будете выполнять задания, давать полные ответы.

Е.В . Внимательно слушать учителей и ответы товарищей.

В.Б . Помогать друг другу, выполняя практические задания.

II. Актуализация опорных знаний.

- Ребята, давайте вспомним, о чем мы с вами говорили на прошлом уроке?

О лесе, о деревьях леса.

Слайд № 2 на тему: «Лес»

Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом -
Чудеса увидишь в нём.

Т.М. Ребята, скажите, а все ли знаете о деревьях?

Уч-ся: Нет!

Т.М Как вы считаете, нам надо пополнить знания о деревьях леса?

Уч-ся: Да!

Т.М С чего начнём наш урок?

Уч-ся: С планирования.

Т.М. В начале урока мы всегда что делаем?

Уч-ся: Вспоминаем пройденное.

Т.М. На любом уроке мы что-то узнаем, чему-то учимся, значит дальше мы будем…

Уч-ся: узнать новое

Знания не будут прочными, если их не ….

Уч-ся: закрепить

Т.М. А также обязательно любую работу надо…

Уч-ся: проверить и оценить.

(На доске появляется картинный план).

Т.М. Ну а теперь приступаем к работе. Я надеюсь, у нас все получится.

Посмотрите, кто опять пришёл нам в гости.

Слайд № 3.

Уч-ся: Ле-со-ви-чок! Приглашаю поиграть в лесную игру «Да», «Нет».

Т.М. Поиграем? Приготовьте карточки.

Индивидуальная работа по карточкам «ДА», «НЕТ».

а) Дереву этому не страшны морозы, жара, засуха. Ему нужно много света и солнца.

А отвар этого дерева используется для лечения зубов и дёсен. Это – сосна ? +

б) Если залить кипятком высушенные цветки этого дерева, то получится очень вкусный, ароматный, лечебный чай от простуды. Полезен и ароматный, светлый мёд этого растения.

Это берёза? (Нет, липа ).

в) Мощный ствол, толстые ветви, на которых расположены жёсткие листья. Дерево – долгожитель. У многих народов это дерево считалось самым красивым.

(Это тополь?) -, дуб.

г) Лиственное дерево, которое может достигать 30-метровой высоты. Листья сидят на длинном черешке, имеют округлую форму и состоят из пяти пластинок. Плоды этого дерева очень интересные – похожи на маленькие вертолётики. (Это клён?) +

д) Хвойное дерево, возраст которого может достигать до 600 лет. Листья видоизменены в хвоинки-иголки длиной 3 см, могут держаться на дереве от 6 до 8 лет. Иногда эта лесная красавица украшает дома людёй в новогодние праздники.

Это сосна? -, ель.

Т.М. С Лесовичком поиграли. Что посоветуем ему?

Уч-ся: Быть внимательнее и больше читать.

2. Групповая работа по карточкам.

Т.М. Ребята, вы знаете, деревья не любят одиночества. Они редко растут вдали друг от друга. Чаще всего они собираются компаниями. Чтобы выполнить следующее задание вам тоже надо объединиться в группы. (Садятся по группам).

Руководители групп получите задания. (Задания разноуровневые).

(Держу конверты веером).

Т.М. Распределите обязанности в группе.

Прочитайте задание и приступайте к работе. В уголке листа поставьте ретроспективную оценку работы. (Л )

(Дети работают. После выполнения обводят оценку цветным карандашом).

Е. В . Проверка на документ камере .

Проверка работы в группах.

Наша группа подготовила интересное сообщение о …

Все ребята в нашей группе помогали найти правильные ответы на вопросы.

Мы смогли без ошибок составить ответы на вопросы.

Я очень доволен работой группы.

( Группы рассказывают о проделанной работе при помощи экрана).

Работа над новым материалом

Е.В . А хотите узнать, какие интересные деревья существуют?

Уч-ся: Да!

Слайд № (Рассказ учителя).

Они живут в жарких странах. А более подробно вы узнаете о них, когда начнёте изучать биологию.

Е.В. Ребята, а в нашей Волгоградской области есть тоже интересные деревья – долгожители. Это знаменитый тополь и дуб.

Слайд№

Е.В. На нашей выставке представлены книги, из которых вы можете узнать много нового и интересного о растениях Волгоградской области.

(Выставка: Толковые словари, справочники и т.д.)

На память о нашем уроке учащиеся 11 класса дарят вам буклеты о растениях Волгоградской области.

(Учащиеся 11 класса раздают буклеты).

III. Сообщение темы и цели урока.

Т.М. Ребята, оглянитесь вокруг. Посмотрите и назовите предметы, родоначальником которых является дерево.

Как вы думаете, над какой темой мы сегодня будем работать на уроке?

Уч-ся: Изучать, что можно сделать из дерева.

Т.М. Где можно проверить наше предположение?

Уч-ся: В учебнике.

Т.М . Откройте учебник, стр.48.

Прочитайте тему нашего урока.

Совпало наше предположение?

В.Б .Ребята! А что такое древесина?

Ответы детей.

Слайд №

В.Б. Древесина – это плотная часть дерева, находящаяся под корой. (Словарь).

Физминутка.

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише =

Деревцо всё выше.

IV. Работа по теме урока.

1.Работа с учебником. Чтение текста.

В.Б - В учебнике рассмотрите рисунок – схему. Прочитайте о том, как человек использует древесину, запомните, что узнали нового и скажите все мне по одной фразе,

(Ответы детей).

В.Б. И это правильно.

Слайд №

В.Б. Человек давно-давно начал использовать древесину для своих нужд. Много лет на Руси служило дерево людям. Плотники ставили избы, столяры мастерили шкафы, скамьи, колыбельки для детей, миски, ложки. Умельцы вырезали из дерева игрушки, плели лапти.

И сейчас деревья иг рают огромную роль в жизни людей. Вокруг нас множество разных предметов, сделанных из древесины (на столе разложены разные предметы из дерева).

2.Практическая работа.

В.Б. А сейчас мы с вами попробуем что – то сделать из дерева.

В.Б. У вас на столах лежат конверты (пластинка из дерева, наждачная бумага, шаблон листочка дерева).

Учитель рассказывает о художественной обработке изделия.

А сейчас давайте попробуем применить на практике работу с древесиной.

(Учитель изначально демонстрирует учащимся задание и на примере показывает, в чем будет заключаться их деятельность на протяжении практической работы).

3.Работа на интерактивной доске.

Т.М. Составим «Синквейн» по теме урока.

Какое главное слово было на уроке?

Древесина

Какая? Твердая, крепкая, вязкая, мягкая.

Что делают? Пилят, рубят, стирают, строгают.

Изделия из дерева: книга, труба, тетради, шкафы, парты, ручка, скалки, ножницы, лыжи.

V. Домашнее задание.

Т.М . Дома вы выполните задание по выбору:

1.Составьие паспорт дерева. Учебник, стр.50

2.Чтение текста: стр. 48 – 49.

VI. Итог урока.

1. Заключительная беседа. Рефлексия.

Т.М. Мы благодарим всех тех, кто хорошо работал сегодня на уроке, был активен.

Если были какие-то затруднения, нерешённые вопросы не переживайте, вы ведь учитесь и всё у вас получится.

Поднимите руки, кто считает, что заслужил «5» на уроке? «4», «3»? (Самооценка учащихся.). Я рада, что ваша отметка совпадает с моей. Молодцы!

Бывая в лесу, мы всегда должны помнить, что наше право - пользоваться его дарами,

а наша обязанность – охранять его.

В.Б.«Чтобы беречь землю, природу, надо ее полюбить, чтобы полюбить – ее надо знать».

Все изделия из массива выглядят шикарно, если подойти к изготовлению с умом. Не каждое дерево подходит для того или иного изделия. Чтобы вещь из массива радовала и глаз, и кошелек, попробуем в этом немного разобраться.

Основные параметры, по которым выбирается древесина для производства различных изделий: прочность, устойчивость к деформации, износостойкость. Все эти три качества объединяют в один показатель – плотность древесины, то есть, отношение массы дерева к его объему.

Виды древесины в зависимости от плотности:

А) Мягкая (до 540 кг/м 3) – ель, сосна, осина, липа, пихта, тополь, каштан, ольха, кедр;

Б) Твердая (550-740кг/м 3) – лиственница, береза обыкновенная, дуб, ильм, бук, платан, грецкий орех, клен, яблоня, ясень;

В) Очень твердая (от 750 кг/м 3) – береза железная, рябина, белая акация, граб, кизил, самшит, фисташковое дерево.

Теперь разберем преимущества некоторых основных пород дерева.

Начнем с самого простого и экономичного: это сосна , из этого дерева делают практически все. Оно просто в обработке, стоит недорого, а при правильной технологии подготовки и окраски изделия из сосны прослужат долгие годы. Из сосны изготавливают двери, лестницы, окна, спальни, кухонные гарнитуры, столы и табуреты, также из нее делают мебель для бань, беседки, вагонку — и это лишь малая часть того, что можно сделать из этого прекрасного дерева!

Плюсы:

  • податливость в обработке. Сосна легко строгается вдоль волокон, но с трудом – в поперечном направлении. При распиле все наоборот – поперек бревно режется легко, а вдоль – плохо.
  • легко склеивается;
  • в зависимости от окраса и структуры древесины, сосну используют как для изготовления мебели с последующей лакировкой, так и для каркасов, и различных конструкций с облицовкой шпона из твердых пород;
  • как и все хвойные, имеет приятный запах, выделяет фитоцинды, которые считаются лечебными.

Далее в ценовой категориилиственница , это хвойное дерево обладает исключительными свойствами. Лиственница не подвержена воздействию влаги, и даже наоборот — во влажном помещении или климате она становится только крепче. Также она пожаро- и биоустойчива, ей не страшны насекомые и плесень. Это лучший материал для уличной мебели: беседки, лавочки, террасы, качели, заборы, заборчики и даже туалеты. Также лиственница более плотная и прочная, чем сосна, поэтому кухонные гарнитуры и лестницы, сделанные из лиственницы, прослужат дольше, чем сосновые. Это уникальный материал и по стоимости, и по своим качествам.

Плюсы:

  • высокая влагостойкость;
  • отличные показатели прочности (лучшие среди хвойных пород);
  • мало подвержена короблению;
  • используется для изготовления резных деталей.

Следующий вид древесины в нашем списке — это береза . По стоимости этот материал на порядок выше предыдущих, по своей структуре береза однородна, без пор и мягких волокон, поэтому эта порода древесины хороша для точеных и резных изделий, таких как балясины, каннелюрные ножки, резные рамы для зеркал и картин, багеты. Для плоских деталей используют клееный мебельный щит, так как по своей природе береза — не самый стабильный материал, тем самым немногим уступая более ценным породам древесины.

Плюсы:

  • однородное строение и красивый цвет древесины;
  • хорошо гнется;
  • в производстве мебели из массива используется в качестве имитации ценных пород (хорошо окрашивается при травлении).

Еще один вид древесины — это бук , он прекрасно подходит для точения и резки, он более плотный и долговечный, чем сосна и береза, прекрасно поддается обработке, идеальный вариант для мебели в спальню, входных групп, кабинетов, библиотек, резных сувениров, картин и т.д.

Плюсы:

  • высокие декоративные качества: красивая текстура как при радиальном, так и тангенциальном разрезе,
  • быстрый в просушке, не трескается;
  • легок в обработке: колется, пилится, режется, гнется;
  • отлично отбеливается и окрашивается с помощью специальных растворов, — практически не изменяет красивый природный оттенок при лакировании.

Более ценной породой древесины является ясень . Это твердая порода, имеющая очень красивую текстуру и поры. Ясень идеально подходит для домашней мебели, будь то спальня, кухонный гарнитур, кабинет или столовая, резная или прямая мебель из ясеня одинаково шикарно смотрится, а различные эффекты окраски, такие как золочение, серебрение, патинирование, придают изделию неповторимый шик. Мебель из ясеня прослужит десятилетия! А в последствии ее можно отреставрировать, и мебель заиграет новым блеском.

Плюсы:

  • отлично гнется после пропаривания;
  • мало трескается при сушке;
  • при обесцвечивании приобретает необычный оттенок седины.

Заключает наш список самый известный и изысканный вид древесины — дуб . По своим свойствам дуб превосходит все вышеперечисленные виды древесины. Дуб не боится воды и насекомых, ему не страшна гниль и время, под воздействием внешних факторов он становится только крепче и красивее, приобретая насыщенный темный цвет. С древних времен дуб считался символом силы и богатства. Из него изготавливают столы и полностью кабинеты руководителей, массивные двери из дуба стоят в самых роскошных домах, лестницы из этого материала имею неповторимый лоск, а кухня или спальня из дуба говорит о состоятельности его хозяев.

Плюсы:

  • несмотря на высокую вязкость древесины, обрабатывается довольно хорошо;
  • легко гнется;
  • устойчив к гниению;
  • хорошо поддается приемам искусственного старения.

Отдельно можно поговорить о тех породах древесины, которые используются при отделке саун и бань, это породы, которые не имеют в своем составе смол, или они содержатся в древесине в минимальном количестве. Идеально для вагонки в баню или сауну подходят кедр, липа или осина , все они одинаково хороши и отличаются лишь цветом и текстурой.

Кедр


Плюсы:

  • стойкость к гниению и червоточине;
  • подходит для резьбы;
  • имеет специфический древесный аромат.

Липа

Плюсы:

  • хорошо противостоит сырости,
  • древесина прочна и пластична,
  • имеет красивый белый и сливочный оттенок.

Для полка отлично подходит африканское дерево абаши или абачи — это уникальное дерево имеет низкую теплопроводность, что не дает обжечь тело человека, а также абаши устойчив к повышенной влажности и отлично поддается обработке.



В продолжение темы:
Заборы и ограждения

Сочинение по картине: И. К. Айвазовского "Буря на Черном море".Многие люди восхищаются красотой моря или океана, когда они находится в состоянии покоя, но каждый человек с...

Новые статьи
/
Популярные