Политическая система общества что входит. Структура политической системы

Учебные и воспитательные цели: рассмотреть понятие, структуру и функции политической системы общества, охарактеризовать роль государства и права в политической системе общества, выделить субъекты политической системы. Политическая система имеет немало функций, с помощью которых она выполняет своё предназначение, обеспечивает нормальные политические отношения и связывает все субъекты политики в единое целое.

Политическая система общества — это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государст-венных органов, политических партий, движений, общественных ор-ганизаций и т.п.), в рамках которой проходит политическая жизнь об-щества и осуществляется политическая власть.

Понятие «политическая система» показывает, как регулируются политические процессы , как формируется и функционирует полити-ческая власть. Это механизм организации и реализации политической деятельности.

Любая система общества, в том числе и политическая, представляет собой целостное, упорядоченное множество элементов, взаимодейст-вие которых порождает новое качество, не присущее ее частям. Кате-гория «политическая система» позволяет проникнуть в политические интересы классов, социальных групп, наций, разобраться во взаимосвязи и взаимозависимости отражающих эти интересы политических явлений.

Политическая система в конечном счете регулирует производство и распределение благ между социальными общностями на основе ис-пользования государственной власти, участия в ней, борьбы за нее.

Структуру политической системы составляют следующие компоненты:

1) субъекты политической организации общества, к которым относятся - госу-дарство, политические партии , общественные организа-ции и объединения, трудовые коллективы, профессиональные союзы, религиозные объединения и т.п.;

2) политическое сознание , характеризующее психологические и идеологические стороны политической власти и политической систе-мы;

3) социально-политические и правовые нормы , регулирующие по-литическую жизнь общества и процесс осуществления политической власти;

4) политические отношения , складывающиеся между элементами системы по поводу политической власти;

5) политическая практика , состоящая из политической деятель-ности и совокупного политического опыта.

Сущность политической системы общества наиболее ярко прояв-ляется в ее функциях. Поэтому характеристика политической систе-мы будет неполной без их рассмотрения.


Выделяют следующие функции политической системы:

1) обеспечение политической власти для определенной социаль-ной группы или для большинства членов данного общества (полити-ческой системой устанавливаются и осуществляются конкретные формы и методы властвования — демократические и антидемократи-ческие, насильственные и ненасильственные и т.п.);

2) управление различными сферами жизнедеятельности людей в интересах отдельных социальных групп или большинства населения (действие политической системы как управляющей включает поста-новку целей, задач, путей развития общества, конкретных программ в деятельности политических институтов);

3) мобилизация средств и ресурсов , необходимых для достижения этих целей и задач (без огромной организаторской работы, людских, материальных и духовных ресурсов многие поставленные цели и зада-чи обречены на заведомое недостижение);

4) выявление и представительство интересов различных субъектов политических отношений (без селекции, четкого определения и выра-жения на политическом уровне данных интересов никакая политика невозможна);

5) удовлетворение интересов различных субъектов политических отношений посредством распределения материальных и духовных ценностей в соответствии с теми или иными идеалами конкретного общества (именно в сфере распределения сталкиваются интересы раз-нообразных общностей людей);

6) интеграция общества , создание необходимых условий для взаи-модействия различных элементов его структуры (объединяя разные политические силы, политическая система пытается сглаживать, сни-мать неизбежно возникающие в обществе противоречия, преодолевать конфликты, устранять коллизии);

7) политическая социализация (т.е. формирование политического сознания индивида и "включение" его в работу конкрет-ных политических механизмов, благодаря чему происходит воспроиз-водство политической системы путем обучения все новых членов об-щества и приобщения их к политическому участию и деятельности);

8) легитимация политической власти (т.е. достижение определен-ной степени соответствия реальной политической жизни официальным политическим и правовым нормам. Легитимность, другими словами законность).

Основная литература:

Конституция РФ. М, 1993.

Закон РСФСР "О милиции" от 18.04.1991.

Венгеров А.Б. Теория государства и права. Учебник. - М.: Омега-Л, 2005.

Комаров С.А. Общая теория государства и права: Курс лекций. - М.: Юристъ, 2004.

Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. - М.: Юристъ, 2005.

Теория государства и права: учеб. пособие / Р.В. Енгибарян, Ю.К. Краснов.- М.: Норма, 2007.

Теория государства и права: Учебник / В.Л. Кулапов, А.В. Малько.- М.: Норма, 2008.

Теория государства и права: Учебник / Отв. ред. М.Н. Марченко. - М.: ТК Велби, Проспект, 2005.

Теория государства и права: Учебник / Отв. ред. В.Д. Перевалов.- М.: Норма, 2008.

Теория государства и права: Учебник / Под ред. А.С. Пиголкина. - М.: Юрайт, 2005.

Спиридонов Л.И. Теория государства и права: Учебник - М.: ПБОЮЛ, 2001.

Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. - М.: Юристъ, 2004.

Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.К. Бабаева. - М.: Юристъ, 2005.

Теория государства и права: Учебник / Под ред. Р.А. Ромашова. - СПб., Юридический центр пресс, 2005.

Теория государства и права / (для образовательных учреждений высшего профессионального образования МВД России) Под ред. А.С. Мордовца В.Н. Синюкова - М.: ЦОКР МВД России, 2005.

Дополнительная литература:

Алексеев С.С. Государство и право. -М.,1998.

Вебер М. Избранные произведения. - М.1990.

Дмитриев Ю.А. Соотношение понятий политической и государственной власти в условиях формирования гражданского общества. //Государство и право.1994. №7.

Шабров О.В. Политическая система: демократия и управление обществом

Политическая система, как уже отмечалось, состоит из подсистем, которые взаимосвязаны друг с другом и обеспечивают функционирование публичной власти. Различные исследователи называют разное количество таких подсистем, однако их можно сгруппировать по функциональному признаку (рис. 8.2).

Рис. 8.2.

Институциональная подсистема включает в себя государство, политические партии, социально-экономические и общественные организации и отношения между ними, которые в совокупности образуют политическую организацию общества. Центральное место в этой подсистеме принадлежит государству. Концентрируя в своих руках большинство ресурсов, обладая монополией на законное насилие, государство располагает наибольшими возможностями воздействия на различные стороны общественной жизни. Обязательность решений государства для граждан позволяет ему придавать социальным изменениям целесообразность, разумность, ориентацию на выражение общезначимых интересов. Однако не следует принижать и роль политических партий, групп интересов, влияние которых на государственную власть очень велико. Особое значение имеют церковь и СМИ, обладающие способностью существенно влиять на процесс формирования общественного мнения. С его помощью они могут оказывать давление на правительство, лидеров.

Нормативная подсистема включает в себя правовые, политические, моральные нормы и ценности, традиции, обычаи. Через них политическая система оказывает регулятивное воздействие на деятельность институтов, поведение граждан.

Функциональная подсистема – это методы политической деятельности, способы осуществления власти. Она составляет основу политического режима, деятельность которого направлена на обеспечение функционирования, преобразования и защиту механизма осуществления власти в обществе.

Коммуникативная подсистема включает в себя все формы политического взаимодействия как внутри системы (например, между институтами государства и политическими партиями), так и с политическими системами других государств.

В теории систем под функцией понимается любое действие, направленное на поддержание системы в устойчивом состоянии и обеспечение ее жизнеспособности. Действия же, способствующие разрушению организованности, стабильности системы, рассматриваются как дисфункции.

Одна из общепризнанных классификаций функций политической системы была представлена Т. Алмондом и Дж. Пауэллом (рис. 8.3). Они выделили по значимости те функции, каждая из которых удовлетворяет определенную потребность системы, а все вместе они обеспечивают "сохранение системы через ее изменение".

Сохранение или поддержание существующей модели политической системы осуществляется с помощью функции политической социализации. Политическая социализация представляет собой процесс приобретения политических знаний, верований, чувств, ценностей, присущих тому обществу, в котором живет человек. Приобщение индивида к политическим ценностям, следование принятым в обществе стандартам политического поведения, лояльное отношение к институтам власти обеспечивают поддержание существующей модели политической системы. Стабильность политической системы достигается в том случае, если ее функционирование основывается на принципах, соответствующих политической культуре общества. Так, американская политическая культура основана на ряде мифов (миф об "американской мечте"), идеалов и представлений, которые признаются большинством населения страны несмотря на религиозные и расовые различия. Среди них: 1) отношение к своей стране как к богоизбранной, предоставляющей человеку уникальную возможность для самореализации; 2) ориентация на личный успех, дающая уверенность в том, что вырваться из нищеты и достичь богатства можно, только полагаясь на свои способности, и т.д.

Рис. 8.3.

Жизнеспособность системы обеспечивается се способностью к адаптации к окружающей среде, ее возможностям. Функция адаптации может осуществляться с помощью политического рекрутирования – подготовки и отбора субъектов власти (лидеров, элит), способных находить наиболее эффективные пути решения актуальных проблем и предлагать их обществу.

Не менее важна функция реагирования. Благодаря этой функции политическая система отвечает на импульсы, сигналы, идущие извне или изнутри ее. Высокоразвитая реагирующая способность позволяет системе быстро адаптироваться к меняющимся условиям функционирования. Особенно это важно тогда, когда появляются новые требования групп, партий, игнорирование которых может привести к дезинтеграции и распаду общества.

Политическая система способна эффективно реагировать на возникающие требования при наличии у нее ресурсов, которые она черпает из внутренней или внешней экономической, природной и иной среды. Данная функция называется экстракционной. Полученные ресурсы необходимо распределить так, чтобы обеспечить интеграцию и согласие интересов различных групп внутри общества. Следовательно, распределение политической системой благ, услуг и статусов составляет содержание ее дистрибутивной (распределительной ) функции.

Наконец, политическая система осуществляет влияние на общество посредством управления, координации поведения индивидов и групп. Управленческие действия политической системы выражают сущность регулирующей функции. Она реализуется путем введения норм и правил, на основе которых взаимодействуют индивиды, группы, а также за счет применения административных и иных мер в отношении нарушителей правил.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«ЗАПАДНО-УРАЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА»

(НОУ ВПО ЗУИЭП)

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Направление юриспруденция

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Предмет: Политология

Тема: Понятие и структура политической системы

Выполнил: студент 2 курса

Казаков В.В

Проверил: к.и.н. доцент

Кальсина А.А.

Пермь - 2014

Введение

1. Понятие и структура политической системы

3. Функции политической системы

Заключение

Список литературы

Введение

Политическая система - одна из наиболее важных центральных курса «Политология». Она представляет собой совокупность институтов, идей, норм, и отношений, с помощью которых работает политическая власть.

Понятие «политическая система» неразрывно с понятием «государство», т.к. является главным элементом структуры политической системы. Предполагается, что возникновение политической системы связано как с возникновением государства, так и с его еще не государственными образованиями. Политическую систему составляет большое количество структур, подсистем и процессов. Все они взаимодействуют с другими подсистемами, такими как экономическая, социальная, культурная и идеологическая.

От политической системы во многом зависит, как общество будет реагировать на растущие потребности индивидов, как будет адаптироваться к непростым и изменяющимся условиям жизни. Благодаря деятельности политических институтов, выполнению людьми особых ролей в политике осуществляется управление политической системой, ее целенаправленные властные полномочия на все сферы жизнедеятельности человека в обществе.

Основное назначение политической системы состоит в выполнении двух функций:

1) распределять ценности в обществе;

2) побуждать большинство членов общества принять это распределение как обязательное.

1. Понятие и структура политической системы

Понятие политической системы

Политическая система - упорядоченная совокупность институтов, которая подкреплена нормами позитивного права и других социальных регуляторов поведения общества. Понятие политической системы вошло в научный мир во второй половине XX века, однако встречается еще в труде Аристотеля «Политика» .

В основе термина «политическая система» лежат такие научные понятия как «политика» и «система». Второе обращает внимание, что речь идет действительно о системе, т.е. о целостности, и органическом взаимодействии всех структурных элементов. Структурный компонент системы можно рассматривать и в качестве подсистемы, но в рамках целого, и в качестве системы, которая имеет свои компоненты, специфику и организацию.

Слово «политическая» обращает на наше внимание на характер изучаемой нами системы. Оно дает определение, какую именно сферу человеческой жизни мы будем рассматривать. Ведь помимо политической сферы существуют и экономическая, духовная и социальная .

Политическая система как бы говорит, что она связана именно с политической жизнью общества, и не с какой иной более. В основе этой системы лежит политика, политическая власть, политические отношения. Политика - главный предмет функционирования политической системы.

В разные времена, разные политологи и ученые обращались к понятию политической системы. Так появился ряд теорий и концепций, отражающих их понимание этого понятия.

Т. Парсонс, считал, что общество взаимодействует в четырех сферах, соответственно, включает в себя четыре подсистемы: политическую, экономическую, духовную и социальную. Каждая из подсистем выполняет свои функции. Так экономическая подсистема направлена на реализацию потребностей людей в товарах и услугах. Социальная обеспечивает поддержание образа жизни, стабильность в обществе, передачу ценностей другим поколениям. Политическая подсистема направлена на удовлетворение коллективных интересов, мобилизует ресурсы. Духовная нацелена на интеграцию общества, сохранность солидарности между этими элементами.

Г. Алмонд представляет политическую систему и как возможность осуществлять преобразования в обществе для поддержании стабильности, и как совокупность зависимых друг от друга элементов.

Д. Истон рассматривает политическую систему как механизм функционирования политической власти в обществе по поводу распределения ценностей. Такой подход позволил более детально определить место политики в жизни общества.

К. Дойч основатель кибернетической теории. Он рассматривал политическую систему как процесс управления человеческих усилий, направленных на достижение целей. В свою очередь система осуществляет формулировку, и корректировку курса осуществления общественных целей, путем расчета расстояния до цели и результатов предыдущих действий. Работоспособность политической системы зависела от поступающей информации о состоянии окружающего мира, а так же информации определяющей прогресс в реализации поставленных целей.

Таким образом, под политической системой можно понимать характерные взаимоотношения между обществом и государством. Важно учитывать то, что политическая система определяется, прежде всего, природой государства, будь то форма правления (страна президентского или парламентского типа), политический режим (демократизм, тоталитаризм, деспотизм), или же тип государства (республиканский или монархический).

Итак, политическая система - есть особенная система управления общественными процессами, структурные компоненты которой, органически взаимосвязаны друг с другом, и благодаря этому осуществляется влияние на все социальные группы, поддерживает порядок, опираясь на государственную поддержку .

2. Структура политической системы общества

Понятие системы предполагает наличие структурные элементов (компонентов), которые взаимообусловливают, и зависят друг друга. Любая система, будь то социальная политическая или экономическая регулируют отношения между своими элементами . Так, в зависимости от выполняемых функций можно выделить такие структурные компоненты, которые характеризуют различные стороны деятельности системы:

1. Институционный компонент, называющийся еще организационным. Он выражает внешние проявления политической системы общества, т.е. все входящие в него организации: государство, политические объединения, СМИ. Ядром политической системы и основным политическим институтом, сосредотачивающим максимальную силу и власть, выступает государство. Все эти институты корректируют общественные цели, направляют в нужное русло, тем самым осуществляя политическое развитие.

Институциональный компонент представляется самым важным, т. к. поддерживает стабильность политической системы, посредством нормативного воздействия на общество.

2. Регулятивный компонент является совокупностью правовых и политических норм, т.е. средствами регулирования взаимодействия относительно субъектов политической системы. Регулятивный компонент образуют нормы, выработанные государством, и направленные на контроль поведения людей в рамках дозволенности и запретов. Номы заключаются в праве, основном законе страны - Конституции, традициях. Так же базой можно считать и истоически сложившиеся обычай, принципы и убеждения, имеющие влияние на политическую систему.

3. Коммуникативный компонент представляет совокупность отношений, которые возникают при функционировании политической системы. В основном они возникают между субъектами по поводу осуществления политической власти. Базой этому компоненту служат каналы, по которым правительство может получать информацию - комиссии по расследованию, средства массовой информации, журналы, газеты, книги, Internet, т.е. все те средства, рассчитанные на огромную аудиторию, и которые используются ежедневно.

В основном этот компонент нацелен на завоевание, удержание, и поддерживание авторитета той или иной политической власти.

4. Идеологический компонент являет собой политическое сознание, которое господствует в данном обществе, при данной политической идеологии, системе взглядов, представлений, и идей. Данный компонент базируется на политических теориях, политических доктринах и политической культуре.

Этот структурный компонент лежит в основании политико - общественных институтов, политических норм, отношений в политической системе.

Таким образом, каждый из компонентов политической системы по- своему важен, так как все элементы находятся в единстве и тесной взаимосвязи. Если взять любой из компонентов политической системы, можно увидеть, что каждый имеет структуру, способы выражения, а так же признаки внутренней и внешней организации.

3. Функции политической системы

Политическая система, как и любая другая имеет ряд специфических выполняемых функций. Функция - характеризует проявление свойств в определенной совокупности отношений, и направлена на поддержание работоспособности системы и поддержание ее в устойчивом состоянии .

Главной политической функцией является руководство и управление человеческим обществом , которая осуществляется руководством государства. Он заключается в определении целей и путей общественного развития, а так же способах их реализации.

Регулятивная функция направлена на установление порядка и принятии правил политического поведения, а так же отношений между обществом и государством. Обычно данную функцию связывают и с системой ценностей, которые существуют, или буду привиты обществу. Они отражаются в представлениях, воззрениях и взглядах.

Мобилизационная функция обеспечивает максимальное использование человеческих, материальных и духовных ресурсов, с целью поддержания и развития политической власти. политический государство общество

Воспитательная функция заключается в интеллектуальном развитии личности, расширение политического и жизненного кругозора благодаря получению «свежих» политических знаний. Особое воспитательное воздействие оказывает политическая культура. Еще в детстве мы получает установки, которыми руководствуемся всю жизнь. Так и политические установки формируют устойчивый интерес граждан к политической жизни страны.

Функция легитимизации определяется достижением определенного уровня доверия политической власти, а так же соответствия реальной политической власти ожиданиям общества, и правовым нормам.

Таким образом, политическая система отражает состояние общества, его отношение к политике государства. Через политическую систему выражаются основные потребности социальных групп. А благодаря функциям государство способно реализовать потребности общества. Рассмотрев основные функции политической системы можно судить о ее механизмах взаимодействия с обществом. Именно с помощью функций проявляется активность политической системы.

Заключение

Итак, благодаря политической системы в обществе создаются предпосылки для нормального функционирования политической власти. Политическая система является основополагающей не только политической, но и социальной, экономической, духовной сфер общественной жизнедеятельности. Политическая система регулирует взаимоотношения общества и государства, а так же отдельных индивидов в политическом взаимодействии.

Основным регулятором политических отношений выступают нормы права. Они вырабатывались на протяжении всей правовой и политической практики государств. А каждое государство - это своя политическая система, обладающая своими специфическими чертами.

Сейчас политическая система представляется как соединение государства с другими социальными элементами, выполняющими сходные с политическими функции, т.к. политические и социальные функции тесно переплетены. Главной функцией политики в любом государстве является захват и удержание власти и властных полномочий партией или отдельной личностью.

Политическая система призвана обеспечивать активное проведение внутренней и внешней политики, а так же направлена на формирование и реализацию интересов отдельных групп, и общества в целом.

Список литературы

1. Венгеров А.Б. Теория государства и права, 3-е-изд. - М.: Юриспруденция, 2000г.

2. Гаджиев К.С. Введение в политологию. - М., 2008г.

3. Зеркин Д.П. "Основы политологии". - Ростов-на-Дону, "Феникс", 2008г.

4. Манов Г.Н. Государство и политическая организация общества. - М.: Наука, 1974г.

5. Мухаев Р. Т. Политология. - М., 1997 г.

6. Муштук О.З., Политология. - М., 2003г.

7. Панарин А.С. "Политология". М., Проспект, 2009.

8. Политология: учебное пособие для вузов /Отв. ред. Радугин А.А. - М.: Центр, 1999г.

9. Попов П.Б. "Политология". - СПб. - Чита, 2007г.

10. Соловьев А.И. Политология: политическая теория, политические технологии. Учебник для студентов ВУЗов/ М., Аспект Пресс, 2005г.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Понятие, структура и виды политической системы общества, закономерности ее развития и характеристика. Особенности политической системы РФ. Государство как основной институт политической системы, его место и роль, суть правового и социального государства.

    контрольная работа , добавлен 04.05.2010

    Понятие политической системы общества, ее структура и функции. Взаимодействие государства с политическими партиями, общественными объединениями и другими субъектами политической системы общества. Роль государства в политической системе общества.

    курсовая работа , добавлен 21.07.2011

    Понятие политической системы общества. Функции политической системы. Основные структурные элементы политической системы. Роль средств массовой информации и церкви в политике. Теория политических систем в науке о политике.

    курсовая работа , добавлен 09.04.2004

    Понятие и признаки политической системы. Выражение политических интересов различных классов, социальных слоев и групп. Структура политической системы общества и тенденции ее развития. Видовые и функциональные характеристики политической системы.

    реферат , добавлен 14.11.2011

    Институциональный и системный подход к описанию политической системы общества. Структура, функции, типология политической системы общества, государство как ее основной структурный элемент. Элементы политической системы общества в Республике Беларусь.

    контрольная работа , добавлен 20.01.2010

    Понятие и структура политической системы. Характеристика взаимоотношений между государством и обществом. Государство как главный институт политической системы. Структура государства, полномочия власти и принуждения. Виды государственного устройства.

    реферат , добавлен 17.03.2009

    Понятие и теория политической системы общества. Структура и функции политических систем общества. Место и роль государства в политической системе. Нейтрализация негативных тенденций в развитии общества. Смена государственно-политических режимов.

    курсовая работа , добавлен 29.04.2011

    Понятие, значение, структура и функции политической системы общества. Теории политической системы (Т. Парсонс, Д. Истон, Г. Алмонд). Типы систем политической организации общества. Формирование институциональной подсистемы политической системы Казахстана.

    презентация , добавлен 16.10.2012

    Характеристики политической системы. Эволюция политической системы. Институциональные, т.к. неинституциональные формы политической жизни. Виды политической системы. Структура политической системы. Политические нормы и политические традиции.

    реферат , добавлен 18.03.2004

    Понятие, структура и основные функции политической культуры. Типы политической культуры. Понятие, структура и функции политической системы. Современная теория государства. Модель политической системы Д. Истона. Эффективность политической деятельности.

Под структурой политической системы понимается способ связи ее элементов в единое, целостное системное образование, то есть установление устойчивых связей и отношений между элементами этой системы.

В юридической литературе выделяют следующие компоненты, или подсистемы , политической системы, которые связаны друг с другом и обеспечивают функционирование публичной власти.

1. Институциональная;

2. Нормативная;

3. Функциональная;

4. Коммуникативная;

5. Культурно-идеологическая.

Институциональная подсистема состоит из политических институтов, каждый из которых также является системой – государственной, партийной, общественно-политической, состоящей в свою очередь, из частных подсистем. Ведущим политическим институтом, сосредотачивающим в себе максимальную политическую власть, является государство. Особая роль в политической системе принадлежит политическим партиям и общественно-политическим движениям, в том числе профсоюзам, организациям предпринимателей всевозможным лоббистским организациям, создаваемым при структурах законодательной и исполнительной власти. С одной стороны, они являются важным участниками политического процесса, осуществляют своеобразное посредничество между различными государственными структурами и населением. По этой причине их иногда объединяют под общим понятием «политическая инфраструктура». Специфическое место в политической системе занимают такие неполитические по своей природе социальные институты, как средства массовой информации и Церковь, которые способны существенно влиять на процесс формирования общественного мнения, а через него – оказывать давление на политическую власть.

Нормативная подсистема образует всевозможные нормы – правовые и моральные, политические традиции, ценности, обычаи. С их помощью политическая система оказывает регулятивное воздействие на деятельность институтов, поведение граждан, определяя правила их взаимоотношений.

Функциональная подсистема выражается в формах и направлениях политической деятельности, в различных политических процессах, в способе и методах осуществления власти. Она составляет основу политического режима, задача которого состоит в обеспечении функционировании, преобразовании и защите механизма власти и общества.

Коммуникативная подсистема предполагает совокупность отношений и форм взаимодействия, складывающихся между классами, социальными группами, нациями, индивидуумами по поводу их участия в осуществлении власти, выработке и осуществлении политики. При этом это и отношения, основанные на нормах права, так и неформальные нормы и отношения, не закрепленные в нормах права.

Политические отношения являются результатом многочисленных и разнообразных связей субъектов политики в процессе политической деятельности. Вступать в них людей и политические институты побуждают их собственные политические интересы и потребности.


Выделяют первичные и вторичные (производные) политические отношения. К первым , относятся различные формы взаимодействия между социальными группами (классами, нациями, сословиями и др.), а также внутри них, ко вторым – отношения между государствами, партиями, другими политическими институтами, отражающими в своей деятельности интересы определенных социальных слоев или всего общества.

Культурно-идеологическая подсистема представляет собой совокупность различных по своему содержанию политических идей, взглядов, представлений, чувств участников политической жизни. Политическое сознание субъектов политического процесса функционирует на двух уровнях – теоретическом (политическая идеология) и эмпирическом (политическая психология). К формам проявления политической идеологии относятся взгляды, лозунги, идеи, концепции, теории, а к политической психологии – чувства, эмоции, настроения, предрассудки, традиции. В политической жизни общества они равноправны.

В идеологической подсистеме особое место занимает политическая культура, понимаемая каккомплекс типичныхдля конкретного общества политических ориентаций, установок, ценностей и моделей политического поведения.

Политическая культура – это передаваемый из поколения в поколение опыт политической деятельности, в которой соединены знания, убеждения и модели поведения человека и социальных групп. Политическая культура обеспечивает стабильность политической системы общества и воспроизводство политической жизни на основе преемственности.

В современной политологии принята типологизация политической культуры, предложенная учеными С. Вербой и Г. Алмондом. Избрав в качестве критерия степень ориентации людей на участие в политической жизни, они выделили три «чистых» типа политической культуры.

1. Патриархальная политическая культура характеризуется полным отсутствием у членов сообщества интереса к политическим институтам, глобальным политическим процессам. Носители этого типа политической культуры ориентированы на местные ценности, безразличны к политике, установкам и нормам центральных властей. Этот тип политической культуры характерен для развивающихся стран Азии и Африки.

2. Подданническая политическая культура отличается ориентацией субъектов на политическую систему, деятельность центральных властей. Ее носители имеют собственное представление о политике, но не принимают активного участия в ней, ожидая от власти либо благ, либо приказа.

3. Гражданская политическая культура присуща современным развитым демократическим государствам. Носители данной культуры не только ориентированы на политическую систему, но и стремятся быть активными участниками политического процесса. Они подчиняются велениям власти, но при этом воздействуют на выработку принятия решений государственными органами.

На сегодняшний день редко можно встретить «чистый» тип политической культуры. Для большинства современных обществ характерны смешанные типы : патриархально-подданническая, подданническо-гражданская ипатриархально-гражданская политическая культура.

Политическая система выступает в единстве всех указанных подсистем, которые тесно взаимосвязаны и не могут функционировать, если хотя бы одна из подсистем не работает надлежащим образом.

Сущность политической системы общества наиболее ярко проявляется в ее функциях. Поэтому характеристика политической системы будет неполной без их рассмотрения.

В теории систем под функцией понимается любое действие, направленное на поддержание системы в устойчивом состоянии и обеспечении ее жизнедеятельности.

Можно выделить следующиефункции политической системы:

1. Функция политической социализации , т.е. приобщение индивида к политическим ценностям, следование принятым в обществе стандартам политического поведения, лояльное отношение к институтам власти. Этот процесс подразумевает формирование политического сознания индивида, когда последний включается в работу конкретных политических механизмов, благодаря чему происходит воспроизводство политической системы путем приобщения все новых членов общества к политическому участию и деятельности. Таким образом, политическая социализация играет роль механизма сохранения политических ценностей и целей системы, дает возможность сохранить преемственность поколений в политике.

2. Функция адаптации . Подготовка и отбор субъектов власти (лидеров, элит), способных находить наиболее эффективные пути решения актуальных проблем и предлагать их обществу.

3. Функция реагирования . С помощью этой функции политическая система реагирует на сигналы, поступающие извне или изнутри системы. Данная функция позволяет системе быстро адаптироваться к изменяющимся условиям. Особенно это важно тогда, когда появляются новые требования групп, партий. Игнорирование этих требований может привести к дезинтеграции и распаду общества.

4.Экстракционная функция . Извлечение ресурсов из внешней и внутренней (природной, экономической, социальной и т.д.) среды.

5 . Дистрибутивная (распределительная) функция . Предполагает распределение функциональной нагрузки между различными политическими институтами и компонентами политической системы, Распределение ресурсов среди групп внутри общества; поддержание нормальной жизнедеятельности политической системы и обеспечение ее повседневного действия и дальнейшего развития.

6.Функция регуляции , т.е. воздействие на общество. Это воздействие может проявляться путем введения норм и правил, на основе которых взаимодействуют индивиды, а также применение мер в отношении к нарушителям.

Рассуждая о политической сфере общественной жизни, мы обычно представляем себе совокупность определенных явлений, предметов и действующих лиц, которые ассоциируются с понятием «политика». Это партии, государство, политические нормы, институты (такие, как избирательное право или монархия), символы (флаг, герб, гимн), ценности политической культуры и т.д. Все эти структурные элементы политики не существуют обособленно, независимо друг от друга, а составляют систему - совокупность, все части которой взаимосвязаны так, что изменение хотя бы одной части приводит к изменениям во всей системе. Элементы политической системы упорядочены, взаимозависимы и образуют определенную системную целостность.

Политической системой можно назвать упорядоченную совокупность норм, институтов, организаций, идей, а также отношений и взаимодействий между ними, в ходе которых реализуется политическая власть.

Комплекс государственных и негосударственных институтов, осуществляющих политические функции, то есть деятельность, связанную с функционированием государственной власти.

Понятие политическая система более емкое, чем понятие «государственное управление», поскольку охватывает все лица и все институты, участвующие в политическом процессе, а также неформальные и неправительственные факторы и явления, влияющие на механизм выявления и постановки проблем, на выработку и реализацию решений в сфере государственно-властных отношений. В самом широком толковании в понятие «политическая система» включается все то, что имеет отношение к политике.

Политическая система характеризуется :

  • , традициями и обычаями.

Политическая система осуществляет следующие функции :

  • конверсии, то есть преобразования общественных требований в политические решения;
  • адаптации, то есть приспособления политической системы к изменяющимся условиям общественной жизни;
  • мобилизации людских и материальных ресурсов (денежных средств, избирателей и т.д.) для достижения политических целей.
  • охранительная функция — защита общественно-политического строя, его исходных базовых ценностей и принципов;
  • внешнеполитическая — установление и развитие взаимовыгодных отношений с другими государствами;
  • консолидирующая — согласование коллективных интересов и требований различных социальных групп;
  • распределительная — создание и распределение материальных и духовных ценностей;

Классификация политических систем

Существуют различные классификации политических систем.

Под политической культурой понимают составную часть духовной культуры человечества, включающую в себя совокупность политических знаний, ценностей и моделей поведения, а также политический язык, символы и традиции государственности.

Все элементы политической системы, находясь в постоянном взаимодействии, способствуют выполнению важных социальных функций:

  • определение перспективных направлений социального развития;
  • оптимизация движения общества к своим целям;
  • распределение ресурсов;
  • согласование интересов различных субъектов; приобщение граждан к активному участию в политике;
  • разработка норм и правил поведения членов общества;
  • контроль над выполнением норм, законов и правил;
  • обеспечение стабильности и безопасности в обществе.

В политическую систему входят следующие институты:

  • и его ;
  • общественно-политические движения;
  • группы давления, или .

Государство

По отношению к политической системе партии делятся на системные и несистемные. Системные образуют часть данной политической системы и действуют по tе правилам, руководствуясь ее законами. Системная партия борется за власть законными методами, то есть принятыми в данной системе, на выборах. Несистемные партии не признают данную политическую систему, борются за ее изменение или устранение — как правило, насильственным путем. Обычно они нелегальные или полулегальные.

Роль партии в политической системе определяется ее авторитетом и доверием избирателей. Именно партии формулируют ту , которую осуществляет государство, когда данная партия становится правящей. В демократических системах, как правило, происходит ротация партии: из правящих они переходят в оппозиционные, а из оппозиционных — снова в правящие. По количеству партии политические системы классифицируются следующим образом: однопартийные — авторитарные или тоталитарные: двухпартийные; многопартийные (последние преобладают). Российская политическая система — многопартийная .

Общественно-политические движения

Общественно-политические движения занимают в политических системах незначительное место. По своим целям движения сходны с политическими партиями, но они не имеют устава и оформленного членства. В России общественно-политические движения к выборам не допускаются : они не могут выдвигать своих кандидатов в депутаты; организацию, ставящую перед собой политические цели, но не насчитывающую 50 тыс. членов, переводят в общественные организации.

Группы давления или группы интересов

Группы давления, или группы интересов — профсоюзы, организации промышленников, крупные монополии (особенно транснациональные), церковь, средства массовой информации и другие институты — организации, которые не имеют целью прийти к власти. Их цель — оказать такое давление на власть, чтобы она удовлетворила их конкретный интерес — например, снизила налоги.

Все перечисленные структурные элементы, государственные и негосударственные институты действуют, как правило, в соответствии с определенными политическими нормами и традициями, которые выработаны в результате большого опыта. , скажем, должны быть выборами, а не пародией. Например, нормально, чтобы в каждом избирательном бюллетене значилось не менее двух кандидатов. Среди политических традиций можно отметить проведение митингов, демонстраций с политическими лозунгами, встречи кандидатов и депутатов с избирателями.

Средства политического влияния

Государственная власть — это только власть государства, а — власть всей политической системы. Политическая власть функционирует через целый комплекс институтов и представляется достаточно обезличенной.

Cредства политического влияния — это совокупность политических институтов, отношений и идей, которая олицетворяет определенную . Механизмом такого влияния выступает система правления, или система органов политической власти.

Функции системы органов политической власти представляют собой реакции на поступающие в данную систему воздействия субъектов: требований и поддержки.

Требования , с которыми чаще всего сталкиваются представители органов нласти, связаны:

  • с распределением благ (например, требования, касающиеся заработной платы и рабочего времени, улучшения работы транспорта);
  • обеспечением общественной безопасности;
  • улучшением санитарных условий, условий образовании, здравоохранения и т. д.;
  • процессами в сфере коммуникации и информации (информация о целях политики и принимаемых правителями решениях, демонстрации наличных ресурсов и т. п.).

Поддержка сообщества усиливает позиции должностных лиц и самой системы правления. Она группируется по следующим направлениям:

  • материальная поддержка (выплата налогов и других обложений, оказание услуг системе, например труд на общественных началах или воинская служба);
  • соблюдение законов и директив;
  • участие в политической жизни (голосование, демонстрации и другие формы);
  • внимание к официальной информации, лояльность, уважение к официальной символике и церемониям.

Реакцию системы правления на воздействие различных субъектов группируют в три основные функции:

  • нормотворчество (разработка законов, фактически определяющих правовые формы поведения отдельных групп и людей в обществе);
  • приведение законов в действие;
  • контроль над соблюдением законов.

Более подробный перечень функций системы правления может выглядеть следующим образом. Распределительная функция выражается в организации создания и распределения материальных и духовных ценностей, почестей, статусных позиций в соответствии с «табелем о рангах» в данной политической системе. Внешнеполитическая функция подразумевает установление и развитие взаимовыгодных отношений с зарубежными организациями. Программно-стратегическая функции означает определение целей, задач, путей развития общества, разработку конкретных программ его деятельности. Мобилизационная функция подразумевает привлечение и организацию людских, материальных и иных ресурсов для выполнения различных общественных задач. Функция политической социализации — это идеологическая интеграция социальных групп и индивидов в политическое сообщество, формирование коллективного политического сознания. Охранительная функция — защита данной формы политических отношений в сообществе, его исходных базовых ценностей и принципов, обеспечение внешней и внутренней безопасности.

Таким образом, реагируя на воздействии различных субъектов политики, система правления осуществляет в сообществе изменения и одновременно поддерживает в нем стабильность. Способности быстро и адекватно реагировать на требования, достигать поставленных целей, удерживать в рамках признанных норм политические отношения обеспечивают эффективность системы правления.



В продолжение темы:
Сад и огород

Лучший способ извлечения сока из груш — прессование измельченных плодов. Полученный сок процедить через марлю, разлить в подготовленные банки или бутылки и стерилизовать от 15...

Новые статьи
/
Популярные