Культ личности Путина в современной России: признаки и влияние на общественную жизнь. Культы личности: причины, цели формирования и примеры Что такое культ личности в истории

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Культ личности как психологический феномен: определение термина и терминологической специфики. Маркс, Энгельс и Ленин о культе личности. Различия между точкой зрения Ленина, Зиновьева и платформой Троцкого-Бухарина в отношении роли и задач профсоюзов.

    курсовая работа , добавлен 08.01.2014

    Сущность, природа и основные качества политических лидеров; их типология по системе Вебера. Характеристика демократического, авторитарного и нейтрального стилей правления. Причины возникновения культа личности. Определение понятия политической элиты.

    реферат , добавлен 02.02.2012

    Исследование отличительных особенностей тоталитарных режимов, играющих важную роль в мировой политической системе. Обстановка в конце 30-х гг. в СССР, получившая название "культ личности" Сталина. Характеристика тоталитарного режима в данное время.

    курсовая работа , добавлен 21.08.2015

    Понятие политического лидерства, его история, объективная и субъективная стороны. Природа политического лидерства: теория черт, ситуационная концепция, теория конституентов. Психологические концепции и интерактивный анализ. Культ личности и вождизм.

    реферат , добавлен 05.06.2011

    Культ личности, беззаконие и репрессии как результат борьбы за власть и реализацию политических программ в условиях советского общества. Понятие формального и неформального политического лидерства. Эмоциональная, социальная и деловая позиция руководителя.

    реферат , добавлен 21.06.2011

    Науки о человеке и обществе. Проблемы общественного развития в современном мире. Проблемы лидерства и политического лидерства в России. Лидерство как влияния на других людей. Переход к демократизации политической жизни. Феномен культа личности.

    курсовая работа , добавлен 26.02.2009

    Основные проблемы личности в политологии. Взаимоотношения личности и власти. Политическая социализация личности. Расширение политического участия, включение в политику все новых слоев населения. Активное участие личности в политической жизни общества.

    контрольная работа , добавлен 28.05.2014

    Исторические аспекты изучения влияния культа личности Сталина на общественную обстановку в СССР. Особенности отношения к Сталину в советском и современном обществе. Процесс ресталинизации в постсоветское время. Организация деятельности сталинистов.

    Не прошло еще и 60 лет, как страна распрощалась с «Великим вождем народа» Иосифом Виссарионовичем Сталиным. Младшее поколение знает его по учебникам истории и передачам, которые то и дело проходят в различных эфирах и раскрывают тайны и подробности его жизни. Старшее же поколение, вернее те, кто остался в живых, до сих помнят времена репрессий и страха, а некоторые и вовсе до сих пор почитают его и готовы пасть перед ним на колени. Так почему же мнения о бывшем правителе нашей страны разнятся, и почему сложился культ личности Сталина? Психология этого явления весьма непростая.

    Причины появления культа личности Сталина

    Само по себе понятие культа личности Сталина появилось сразу же после смерти вождя в 1953 году. Оно получило широкое распространение после появление доклада Н.С. Хрущева на ХХ съезде ЦК КПСС. Но обо всем по порядку.

    Формирование культа личности Сталина началось еще 20-х годах ХХ века. В то время распространенным явлением было применение титулов к различным лидерам государства. Например, С.М. Кирова называли «Ленинградским вождем». Однако вождь должен быть один и этот титул достался Иосифу Виссарионовичу. В 1936 году в газете «Известия» появились первые стихотворения прославляющие «Вождя народа», автором которых является Борис Пастернак. В то же время именем Сталина активно начинают называть различные объекты, заводы, улицы и культурные центры. Тема вождя постоянно появляется в литературе, художественных произведениях, скульптуре и живописи. Усилиями творцов в середине 30-х годов был создан миф о том, что Иосиф Сталин является «отцом народов» и «великим учителем», а также «гением всех времен».

    Немалую роль в формировании и развитии этого мифа сыграло массовое переселение крестьян в города и их трудоустройство на различные Советские стройки и производства. Для большинства граждан 30-40-х гг. ХХ века Сталин в социальном отношении действительно стал более значимым, чем родные отцы. Все дело в том, что сталинский режим был основан на истерии. Немало этому способствовало сексуальное вытеснение и репрессирование почти всех проявлений сексуальности. По этой причине вся сексуальная энергия народа направлялась на самого Сталина.

    Также росту культа личности Сталина в СССР способствовало и разрушение в обществе религиозных представлений и верований. Отказ от веры порождал в психике граждан агрессию и разрушал гармонию между разумом и бессознательным. В итоге опустевшую нишу стала занимать не религия и мораль, а культы руководителей страны – В.И. Ленина, Л.Д. Троцкого и наконец, И.В. Сталина.

    Разоблачение культа личности Сталина

    Смерть «Вождя народа» 5 марта 1953 года положила начало изменению отношения к руководителю страны, к его личности и ко всему периоду его правления. Уже спустя два месяца после кончины Сталина прекратилось издание его произведений, через год были отменены его премии за укрепление мира и дружбы между народами, а также в области литературы, науки и искусства, которые впоследствии стали государственными.

    Кроме того, состав руководства КПСС и Советского правительства был изменен и секретариат партии возглавил известный деятель Н.С. Хрущев. Именно ему выпало одно из центральных мест в работе по развенчанию культа личности Сталина. Началась реабилитация жертв репрессий, обновление кадров в органах госбезопасности и внутренних дел, а в печати все чаще стала появляться критика культа личности Сталина. Основную же роль сыграл доклад Н.С. Хрущева на 20 съезде КПСС «О культе личности и его последствиях» в феврале 1956 г. Основными тезисами доклада стали сведения о массовых репрессиях, переосмысление его деятельности как руководителя страны и негативных чертах характера «вождя народа». Фактически Хрущев сформировал миф, скрывающий настоящие мотивы действий руководителей страны. Делегаты ХХ съезда КПСС согласились с оценками периода культа личности Сталина, которые высказал Хрущев. Таким образом, своим докладом и последующими действиями Никита Сергеевич фактически уничтожил отца народа в общественных глазах. Ярким тому примером послужило вынесение тела «вождя» из мавзолея на Красной площади.

    Поскольку миф о Сталине как отце народа прочно укрепился в общественном сознании, после его смерти и доклада Хрущева сформировался так называемый «Эдипов комплекс», который характеризовался с одной стороны уничтожением «отца народов», а с другой стороны глубоким чувством вины перед ним. Отказ от культа личности Сталина привел к вынужденному формированию аргументов, оправдывающих такое символическое уничтожение «Вождя народа». И в массовом сознании таким аргументом стала ненависть к И.В. Сталину и всему, что было им создано в период его правления. Последствия такого уничтожения культа личности Сталина привели к тому, что большинство граждан Советского Союза получили тяжелую психическую травму, от которой не могут оправиться и последующие поколения, которые выросли под воздействием родителей, живших при сталинском режиме. Пострадали и руководители власти, которые под действием того же «Эдипова комплекса» стали не способны к адекватной политической деятельности в плане развитии общества, экономики и государственного управления. Это привело к регрессу и коррупции практически во всех сферах деятельности. Таковы итоги культа личности Сталина. И пока граждане России и не смогут реально осмыслить, что стоит за мифологическими образами «вождя народа», в стране не появится настоящая стратегия развития и улучшения конкурентоспособности.

    Любопытно, что в 2008 году состоялись телевизионные выборы «Имя Россия», в рамах которых должен бы определиться самый популярный человек в истории страны. Участниками голосования стали почти 4 498 840 человек. И среди 12 великих исторических деятелей после Александра Невского и П.А. Столыпина третье место занял И.В. Сталин. Этот факт более чем показателен, если учесть, что ни одного из 11-ти участников не проклинали так, как «вождя народа».

    Такое понятие как «культ личности» слышал, наверное, каждый. Что первым приходит на ум при его упоминании? Чаще всего, попытки объяснить его значение основываются на общих сведениях о наиболее известных диктаторах, известных еще из учебников истории и сводятся к перечислению некоторых их черт. Так что же это такое на самом деле?

    Говоря об этом понятии, мы говорим о возвеличивании или даже обожествлении человека, стоящего во главе страны или какой-либо религиозной организации (например, церкви). Его роль в жизни страны и те функции, которые он выполняет, завышены до невероятных размеров, а власть считается неоспоримой или даже священной (в зависимости от идеологии и отношения к религии). Власть вождя почитается как данная свыше, а сам он в сознании своего народа наделяется некими сверхчеловеческими способностями, например, по своему усмотрению менять ход истории или непосредственно ведать судьбой каждого гражданина страны. Чаще всего такое явление формируется в странах тоталитарного и авторитарного государственного строя.

    Причины возникновения

    Социальные психологи убеждены, что возникновение таких явлений как культ личности или поклонения идолам обусловливается определенной общественной средой. Именно общество создает следующие предпосылки для возникновения подобного культа личности:

    1. Политико-правовая незрелость людей, отсутствие сплоченности и гражданского общества.
    2. Большое количество отдельных индивидов, основной характеристикой которых является социально-психологический инфантилизм, то есть неспособность прогнозировать последствия собственных действий и нести какую бы то ни было ответственность за совершенное.
    3. Низкий уровень культуры и образования в обществе (у большинства его представителей). Культура и личность уступают место сознанию индивида.
    4. Нетерпимость к инакомыслию в обществе вплоть до его полного искоренения.
    5. К причинам возникновения культа личности также можно отнести необходимость идеологического подкрепления функционирования режима.
    6. Влияние личных качеств вождя (например, ораторское мастерство, харизма и исключительные свойства интеллекта и мышления).
    7. Манипуляция сознанием масс и его мифологизация, то есть формирование образа (художественного) на основе событий, которые действительно имели место быть.

    Все эти факторы создают идеальные условия для установления тоталитарного и авторитарного государственного строя с возвеличенным вождем во главе.

    Цели создания

    Помимо достижения всеобщего преклонения, создание такого явления как культ личности преследует четкие практические цели:

    • Внушить страх врагам

    Ощущение присутствия личности вождя повсюду внушает серьезные опасения всем, кто посмеет подумать о перевороте.

    • Видимость непобедимости

    Едва ли найдутся те, кто захочет побороться за власть с непогрешимым богоподобным существом. Главное – чтобы люди воспринимали вождя как гарант существования государства и собственного благополучия, как равного богу или его земное воплощение.

    • Неограниченная власть

    Лишь немногие из уверовавших в личность диктатора решаются оспаривать его решения или хоть как-то выражать протест.

    • Способы создания

    Путь создания каждого отдельного режима, безусловно, имеет свои особенности, однако, есть ряд общих методов, которыми с успехом пользуются вожди:

    • Создание изображений лидера

    Размещение портретов, статуй или иных изображений диктатора в местах скопления людей. Народ должен ежедневно видеть своего лидера и чем чаще, тем лучше. Все должны знать, кто именно стоит у руля.

    • Присвоение политическому лидеру титулов

    Помимо титула, обозначающего занимаемую в государстве должность, диктаторы часто присваивают себе и иные звучные эпитеты, говорящие о мужестве, силе, любви и их отцовской любви к своему народу.

    • Создание государственной идеологии со звучным названием

    Идеология создается по образу и подобию религии, а главная роль в ней отводится, конечно же, политическому лидеру.

    • Издание собственных книг

    Население страны должно знать какие политические воззрения у его вождя, какие идеи посещают его голову. Эти произведения должны содержать не только политические размышления, но и наставления морально-этического направления. Большой популярностью пользуется издание художественных книг или книг с собственными изречениями небольшого, удобного формата.

    • Присутствие во всех новостях

    Средства массовой информации должны внимательно следить за жизнью вождя и немедленно сообщать стране о любой, даже незначительной новости, за исключением несущих негативную информацию. Культура и личность вождя должны быть едины: необходимо поощрять деятелей искусства за создание произведений о главе государства.

    • Присвоение объектам имени вождя

    Имя диктатора могут носить улицы, школы, предприятия, площади, города, аэропорты, премии и даже горные вершины. Все зависит от фантазии того, кто занимается созданием идеологии.

    • Издание необычных законов

    Цель таких действий – показать народу, кто именно принимает решение в государстве. Законы могут казаться глупыми и бессмысленными, но они достигают своей цели.

    Преграда формирования культа лидера

    Стремление общества в целом и каждого человека отдельно к образованию и развитию – преграда на пути построения тоталитарного режима.

    Как уже было сказано выше, одной из основных предпосылок для возникновения тоталитарного и авторитарного режима является низкий уровень культуры личности и образования в обществе. Культура личности предполагает всестороннее развитие человека, дающее ему возможность самостоятельно оценивать сложившуюся ситуацию и через призму собственного многогранного мировоззрения критически смотреть на идеологию, которую пытается нести в массы тот или иной режим.

    Основная опора любого тоталитарного режима – малообразованные люди или те, кто не желает отвечать за принятие решений и их последствия. В обществе с развитой культурой личности едва ли удастся построить культ личности.

    Примеры в истории

    • Иосиф Сталин

    Наиболее известный советский лидер, создавший самый жесткий культ личности в истории СССР. Управлял страной с 1922 по 1953 год. Правление характеризуется массовыми репрессиями в отношении инакомыслящих. Ушел из жизни, находясь на посту Председателя Совета Министров СССР.

    • Саддам Хусейн

    Политический лидер Ирака, возглавлявший страну до 17 апреля 2003 года. Почитался народом Ирака как строитель школ и больниц. После поражения в войне с американскими войсками ему было предъявлено множество обвинений, среди которых были обвинения в геноциде и массовых казнях. Казнен 30 декабря 2006 года.

    • Ким Чен Ир

    Великий руководитель Кореи с 6 октября 1994 по 17 декабря 2011 года. Его культ личности в Северной Корее весьма близок к религии. Любые негативные высказывания об этом лидере до сих пор караются реальным тюремным заключением. В период его правления Северную Корею не раз обвиняли в злостном нарушении международных прав человека. После смерти вождя в стране был объявлен траур сроком на три года.

    • Адольф Гитлер

    Лидер нацистской Германии со 2 августа 1934 по 30 апреля 1945. Основатель немецкого национал-социализма и диктатуры Третьего рейха. Почитался как сверхчеловек, совершенная личность и абсолютный идеал. После поражения в развязанной им Второй мировой войне покончил жизнь самоубийством.

    Что такое полноценная личность гражданина

    Говоря о полноценно и всесторонне развитом человеке и гражданине, мы говорим о таком понятии как «культура личности».

    Культура личности – это, в первом случае, уровень развития человека, его потенциала, способностей и дарований, а во втором – совокупность социальных и политических компетенций, то есть способность:

    • брать на себя ответственность;
    • участвовать в обсуждении совместных решений;
    • разрешать конфликтные ситуации без применения насилия;
    • участвовать в принятии совместных решений по поводу деятельности тех или иных социальных Институтов;
    • понимать культурные и языковые различия и уважительно относиться к представителям других наций и культур.

    Формирование культуры личности происходит в процессе обучения и воспитания под влиянием ее социального окружения и зависит от ее индивидуальной потребности в развитии и совершенствовании.

    Культура делает человека личностью

    В психологии для обозначения человека может использоваться слово «личность», а может использоваться «индивид». Разница понятий в том, что индивидом каждый является с самого рождения как биологическое существо, а вот личностью нужно стать путем постоянного обучения и самосовершенствования. Культура и личность – понятия неразрывно связанные между собой, ведь именно культура делает человека личностью.

    идеалистическое, противоречащее марксизму-ленинизму представление о том, что решающая роль в историческом процессе принадлежит не народу, а отдельным выдающимся личностям. Культ личности ведет к принижению роли партии и народных масс, сковывает развитие идейной жизни партии и творческую активность трудящихся. Культ личности И. В. Сталина и связанные с ним грубые нарушения коллективности руководства, внутрипартийной демократии и социалистической законности, злоупотребления властью нанесли огромный ущерб нашей партии и стране. «В годы, последовавшие за смертью Ленина, - отмечал Н. С. Хрущев, - ленинские нормы партийной жизни были грубо извращены в обстановке культа личности Сталина. Сталин возвел в норму внутрипартийной и государственной жизни ограничения внутрипартийной и советской демократии. Он грубо попирал ленинские принципы руководства, допускал произвол и злоупотребления властью». Осуждение культа личности Сталина и его тяжелых последствий XX съездом КПСС, восстановление и дальнейшее развитие ленинских норм партийной жизни и принципа коллективности руководства, проведенное партией под руководством ЦК КПСС во главе с Н. С. Хрущевым, исторические решения XXII съезда КПСС полностью ликвидировали извращения периода культа личности Сталина и устранили почву для возникновения культа личности вновь. Важное значение имело решительное осуждение партией, XXII съездом КПСС антипартийной группы Молотова, Маленкова, Кагановича и других презренных фракционеров, выступивших против ленинского курса XX съезда и пытавшихся вернуть партию ко временам культа личности Сталина. Борясь с культом личности, партия в то же время оберегает авторитет руководителей, отдающих все свои силы делу народа, служащих народу, работающих под контролем партии и народа. В. И. Ленин высоко ценил значение авторитетных руководителей для успешного коммунистического строительства. «...Без «десятка» талантливых (а таланты не рождаются сотнями), - писал он, - испытанных, профессионально подготовленных и долгой школой обученных вождей, превосходно спевшихся друг с другом, невозможна в современном обществе стойкая борьба ни одного класса».

    Культ ли́чности - возвеличивание отдельной личности (как правило, государственного деятеля). Основа автократии .

    Исторические предпосылки и критика культа личности

    На протяжении истории многие государственные деятели претендовали на некие выдающиеся качества.

    «…Из неприязни ко всякому культу личности я во время существования Интернационала никогда не допускал до огласки многочисленные обращения, в которых признавались мои заслуги и которыми мне надоедали из разных стран, - я даже никогда не отвечал на них, разве только изредка за них отчитывал. Первое вступление Энгельса и мое в тайное общество коммунистов произошло под тем условием, что из устава будет выброшено все, что содействует суеверному преклонению перед авторитетами (Лассаль впоследствии поступал как раз наоборот)» (Соч. К. Маркса и Ф. Энгельса, т. XXVI, изд. 1-е, стр. 487-488).

    Энгельс высказывал аналогичные взгляды:

    «И Маркс, и я, мы всегда были против всяких публичных демонстраций по отношению к отдельным лицам, за исключением только тех случаев, когда это имело какую-либо значительную цель; а больше всего мы были против таких демонстраций, которые при нашей жизни касались бы лично нас» (Соч. К. Маркса и Ф. Энгельса, т. XXVIII, стр. 385).

    Разоблачителем культа личности конкретно Сталина был Хрущёв , выступивший в 1956 году на XX съезде КПСС с докладом «О культе личности и его последствиях », в котором он развенчал культ личности покойного Сталина. Хрущёв, в частности, сказал:

    Культ личности приобрел такие чудовищные размеры главным образом потому, что сам Сталин всячески поощрял и поддерживал возвеличивание его персоны. Об этом свидетельствуют многочисленные факты. Одним из наиболее характерных проявлений самовосхваления и отсутствия элементарной скромности у Сталина является издание его «Краткой биографии», вышедшей в свет в 1948 году.

    Эта книга представляет собой выражение самой безудержной лести, образец обожествления человека, превращения его в непогрешимого мудреца, самого «великого вождя» и «непревзойденного полководца всех времен и народов». Не было уже других слов, чтобы ещё больше восхвалять роль Сталина.

    Нет необходимости цитировать тошнотворно-льстивые характеристики, нагроможденные в этой книге одна на другую. Следует только подчеркнуть, что все они одобрены и отредактированы лично Сталиным, а некоторые из них собственноручно вписаны им в макет книги.

    Сам Сталин показательно критиковал культ своей личности. Например, известно следующее письмо:

    ПИСЬМО В ДЕТИЗДАТ ПРИ ЦК ВЛКСМ

    16.02.1938
    Я решительно против издания «Рассказов о детстве Сталина».

    Книжка изобилует массой фактических неверностей, искажений, преувеличений, незаслуженных восхвалений. Автора ввели в заблуждение охотники до сказок, брехуны (может быть, «добросовестные» брехуны), подхалимы. Жаль автора, но факт остается фактом.

    Но это не главное. Главное состоит в том, что книжка имеет тенденцию вкоренить в сознание советских детей (и людей вообще) культ личностей, вождей, непогрешимых героев. Это опасно, вредно. Теория «героев» и «толпы» есть не большевистская, а эсеровская теория. Герои делают народ, превращают его из толпы в народ - говорят эсеры. Народ делает героев - отвечают эсерам большевики. Книжка льет воду на мельницу эсеров. Всякая такая книжка будет лить воду на мельницу эсеров, будет вредить нашему общему большевистскому делу.

    Советую сжечь книжку.

    Современные исследователи сталинской эпохи считают что подобные письма должны были символизировать так называемую «сталинскую скромность» - одну из сталинских идеологем, важную часть его образа, подчеркивавшуюся пропагандой. По словам немецкого историка Яна Плампера «сложился образ Сталина, находившегося в откровенной оппозиции к своему собственному культу или в лучшем случае неохотно его терпевшего» . Российская исследовательница Ольга Эдельман считает феномен «сталинской скромности» хитрым политическим ходом, позволявшим Сталину под видом нежелания «выпячивать» свою личность пресекать излишнее любопытство касательно своего прошлого, заодно оставляя себе возможность отбирать то, что он сам считал годным для печати и таким образом самому формировать свой общественный образ. К примеру, в 1931 году, когда Е. Ярославский хотел написать книгу о Сталине, Сталин написал ему: «Я против затеи насчет моей биографии. У Максима Горького тоже имеется намерение аналогичное с Вашим <…> Я устранился от этого дела. Я думаю, что не пришло ещё то время для биографии Сталина!!»

    После разоблачения культа личности Сталина в кругах сталинистов получила популярность фраза: «Да, культ был, но ведь и личность была!», авторство которой приписывается различным историческим персонажам.

    Примеры

    Владимир Ленин

    Иосиф Сталин

    Леонид Брежнев

    Славословие в адрес Брежнева (или «дорогого товарища Леонида Ильича») было отличительной чертой «развитого социализма ». Это не было культом, но данью уважения крупному руководителю, поддерживаемому зависимой от него номенклатурой , включал в себя вручение Брежневу излишнего количества правительственных наград (в их числе «Орден Победы », которым награждали только великих полководцев Второй мировой войны , и четыре медали «Золотая Звезда» Героя Советского Союза). В государственных органах развешивались портреты Брежнева и транспаранты с лозунгами на основе выдержек из его речей. В последние годы жизни под авторством Брежнева был опубликован ряд произведений: «Малая Земля», «Возрождение» и «Целина» , которые были отмечены вручением Брежневу Ленинской премии . Вместе с тем, известно, что они были написаны в соавторстве с группой писателей. Реакция на эти явления отразилась в большом количестве анекдотов . После смерти Брежнева и других лидеров СССР их имена появились (ненадолго) в географических названиях. Так, были переименованы города Набережные Челны, Рыбинск и другие.

    Адольф Гитлер

    Мао Цзэдун

    Ким Чен Ир

    Нурсултан Назарбаев

    Многие политики, журналисты, такие, как Жасарал Куанышалин и другие, отмечают культ личности Назарбаева . Досым Сатпаев:

    В последние несколько лет со стороны многих наших чиновников, представителей элиты можно действительно наблюдать эффективную поддержку этого тренда, связанного с культом личности первого президента.

    Болат Рыскожа:

    Казахстан давно живёт при культе личности Назарбаева, говорят оппоненты президента. Однако его сторонники, они же партийные соратники, с этим не согласны. Но есть и мнения, что в культе личности виноват сам простой народ.

    По мнению политолога Дилярам Аркин, культ личности Назарбаева начинает распространяться и за пределы Казахстана.



В продолжение темы:
Инструменты и приспособления

Хачапури – это грузинский пирог с сыром. Рецептов хачапури множество. В каждом селении свой рецепт. Сыр для традиционной выпечки хачапури берут творожный, типа адыгейского....

Новые статьи
/
Популярные