Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания»

Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замёрзшей реке, прибежал домой румяный, весёлый и говорит отцу:
- Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы всё зима была.
- Запиши твоё желание в мою карманную книжку, - сказал отец.
Митя записал.
Пришла весна. Митя вволю набегался за пёстрыми бабочками по зелёному лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит:
- Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы всё весна была.
Отец опять вынул книжку и приказал Мите записать своё желание.
Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос. Весь длинный день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене, а вечером сказал отцу:
- Вот уж сегодня я повеселился вволю! Я бы желал, чтобы лету конца не было.

И это желание Мити было записано в ту же книжку.
Наступила осень. В саду собирали плоды - румяные яблоки и жёлтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу:
- Осень лучше всех времён года!
Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.

Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замерзшей реке, прибежал домой румяный, веселый и говорит отцу:

– Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы все зима была!

– Запиши твое желание в мою карманную книжку, – сказал отец.

Митя записал.

Пришла весна. Митя вволю набегался за пестрыми бабочками по зеленому лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит:

– Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы все весна была.

Отец опять вынул книжку и приказал Мите записать свое желание.

Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос. Весь длинный день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене и вечером сказал отцу:

– Вот уж сегодня я повеселился вволю! Я бы желал, чтобы лету конца не было!

И это желание Мити было записано в ту же книжку.

Наступила осень. В саду собирали плоды – румяные яблоки и желтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу:

– Осень лучше всех времен года!

Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.

Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замёрзшей реке, прибежал домой румяный, весёлый и говорит отцу:

— Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы всё зима была!

— Запиши своё желание в карманную книжку, — сказал отец.

Митя записал.

Пришла весна.

Митя вволю набегался за пёстрыми бабочками по зелёному лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит:

— Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы всё весна была!

Отец опять вынул книжку и приказал Мите записать своё желание.

Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос. Весь длинный день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене и вечером сказал отцу:

— Вот уж сегодня я повеселился вволю! Я бы желал, чтобы лету конца не было!

И это желание Мити было записано в ту же книжку.

Наступила осень. В саду собирали плоды — румяные яблоки и жёлтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу:

— Осень лучше всех времён года!

Тогда отец вынул записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.

Конспект НОД развитию речи в подготовительной группе.

Тема: Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания» с использованием морфтаблицы.

Образовательные задачи:

1. Активизировать и расширять словарь детей о характерных признаках времен года.

2. Совершенствовать умения детей создавать схематическую запись текста.

3. Учить передавать содержание рассказа близко к тексту с опорой на картинно-графический план.

4.Упражнять детей в умении согласовывать прилагательные и существительные в роде,числе и падеже.

5. Закреплять умения подбирать слова противоположные по смыслу.

6. Совершенствовать правильное произношение определённых звуков в словах

Развивающие задачи:

1.Развивать коммуникативные и речевые навыки.

2.Развивать память, внимание, мышление, творческое воображение.

3. Развивать фонематический слух.

Воспитательные задачи:

1.Формировать доброжелательность, инициативность.

2.Воспитывать умение слушать ответы других детей.

3.Воспитывать интерес к природе.

Методические приемы: беседа, чтение рассказа, вопросы, лексико-грамматические упражнения, словарная работа, игровой момент, составление модели к рассказу в виде картинно-графического плана, физминутка, сюрпризный момент .

Виды детской деятельности:

Коммуникативная,

Двигательная,

Восприятие художественной литературы,

Игровая.

Материал: Рассказ К.Ушинского «Четыре желания», морфтаблица, картинки с изображением разных времён года, картинка с мальчиком, смайлики,блокнотики для детей.

Оформление доски

(морфтаблица)

Ход занятия

I . Организационный момент.

Здравствуйте, ребята!
-Сегодня у нас много гостей. Давайте, поздороваемся с гостями.

Молодцы, ребята, вы правильно отгадали загадки. Какие времена года вы знаете?,

А сейчас поиграем в игру. Какие времена года вы знаете? Назовите первый и последний звук в этом слове. (зима,весна,лето,осень)

А какое лето по цвету, весна по звукам, осень по вкусу, зима по температуре=

1.Игра «подбери признак»

Лето (какое по температуре?)- жаркое, теплое, горячееи т.д. -

Зима (какая по звуку?)- воющая,тихая, и т.д.

Осень (какая по вкусу?)- горькая, кислая,сладкая и т. д.

Весна (какая по цвету?)- зелёная,голубая,немного серая и т.д.

II . Основная часть.

1)Объявление темы.

А какое у вас любимое время года и почему? (ответы детей)

Вы знаете ребята, что был один мальчик, которого звали Митя, и ему нравились все четыре времени года? (реплики детей)
- Об этом мальчике писатель К.Ушинский написал очень интересный рассказ, который называется «Четыре желания». Хотите послушать?
(воспитатель читает рассказ К.Д.Ушинского «Четыре желания»)

2) Первичное чтение

Ребята,слушайте внимательно.

О чем говориться в рассказе?

Кто главный герой?

3)Словарная работа (работа по тексту).

Ребята, в рассказе есть слова, значение которых давайте уточним.
-Что означает слово
румяный? (красный, алый).
-Как объяснить значение словосочетания карманная книжка,
записная книжка (тетрадь небольшого, маленького карманного размера).
-Как понять словосочетание вволю набегался, повеселился вволю (достаточно много)
-Что значит,
восторг (веселье, радость).

Что такое сенокос( косьба травы на сено; время, когда заготавливают траву на сено )
-Ребята, а что такое
желание? (мечта, просьба, задумка)

- А сейчас давайте отдохнем!

4)Физкультминутка

А теперь, ребята, я вам предлагаю поиграть в противоположности .
(дети встают в круг, а воспитатель кидает мяч детям и говорит слова. Дети кидают мяч назад и придумывают антоним- слово противоположное по смыслу)
- Большой - маленький;
- Хороший - плохой;
- Высоко - низко;
- Далеко – близко;
- Толстый - тонкий.
- Чистый - грязный;
- Умный - глупый;
- Болтливый - молчаливый
- Открыто - закрыто.
- Мокрый – сухой.
- Ночь –день.

- Приходить –уходить
- Холодный – горячий;
- Идёт-стоит;
- Говорит-молчит;
- Медленно – быстро;
- Тихо – громко;
- Длинный - короткий;
-
Весёлый - грустный;

- Длинный- короткий

5)Вторичное чтение с установкой на пересказ Составление модели к тексту.

Сейчас я еще раз буду читать рассказ. Слушайте внимательно, вам рассказ нужно запомнить, чтобы его потом его пересказать точно, полно, последовательно, выразительно и самостоятельно.
-А также будем выделять самое главное то, о чем говорит в рассказе автор и зарисовывать

Повторное чтение рассказа воспитателем.

- А сейчас я буду читать по частям и мы будем его с вами записывать схемами.

Итак, слушайте начало рассказа.

1.Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замерзшей реке, прибежал домой румяный, веселый и говорит отцу: “Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы всегда зима была!” – Запиши свое желание в мою карманную книжку, – сказал отец. Митя записал.

-

Ребята, что можно нарисовать? (Горку, санки, коньки, карманную книжку ).

Слушайте продолжение.

2.Пришла весна. Митя вволю набегался за пестрыми бабочками по зеленому лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит: “Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы все весна была!”
Отец опять вынул книжку и приказал Мите записать свое желание.

- О каком времени года говориться в этой части?(на морфтаблицу ставиться модель времени года)

Что нарисуем сейчас? (бабочку, цветок, книжку ).
Ставиться рядом следующий чистый лист бумаги.

3.Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос. Весь длинный день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене и вечером сказал отцу:
– Вот уж сегодня я повеселился вволю! Я бы желал, чтобы лету конца не было!

- О каком времени года говориться в этой части?(на морфтаблицу ставиться модель времени года)

Что нарисуем сейчас? (траву, рыбу, ягоду, копну сена, книжку ).


Ставиться рядом следующий чистый лист бумаги.

А сейчас послушайте, чем закончился рассказ.

4.Наступила осень. В саду собирали плоды – румяные яблоки и желтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу: “Осень лучше всех времен года!”

- О каком времени года говориться в этой части?(на морфтаблицу ставиться модель времени года)

Предлагайте, что можно нарисовать сейчас (яблоко, грушу, книжку ).


-Ребята, мы записали схемами этот рассказ.
-Для вас эти схемы являются планом рассказа, они нам помогут пересказать рассказ последовательно, выразительно
-Я предлагаю вам пересказать рассказ.

Кто хочет рассказывать начало рассказа? Не забудьте назвать автора и название рассказа.

Кто продолжит?

Кто может рассказать историю с начало до конца?


III . Заключительная часть.

1)Итог занятия.

Ребята, подойдите ко мне и встаньте в круг.
-С каким произведением мы сегодня с вами познакомились? (рассказ “Четыре желания”)
-Кто написал рассказ? (К.Д.Ушинский).
-Дома вы можете рассказать рассказ своим родным.

Вы сегодня справились с заданием. Мне очень понравилось, как вы правильно отвечали на вопросы, старались составлять свои рассказы последовательно, выразительно, без помощи взрослого. Я очень вами довольна.

2)Рефлексия

Ребята, а сейчас оцените себя. У меня два смайлика – веселый и грустный.
-Когда будете показывать нам веселый смайлик – подумайте и скажите, что сегодня на занятии для вас было самым интересным, что вы узнали нового (показываю веселый смайлик), а грустный смайлик – что было для вас трудным, что не понравилось (показываю грустный смайлик).

3)Сюрпризный момент

За ваши старания я приготовила вам записные книжки, куда вы можете записывать свои рассказы в картинках.
-До свидания!

Приложение 1

Константин Дмитриевич Ушинский

Четыре желания.

Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замёрзшей реке, прибежал домой румяный, весёлый и говорит отцу:

Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы всё зима была.

Запиши твоё желание в мою карманную книжку, - сказал отец.

Митя записал.

Пришла весна. Митя вволю набегался за пёстрыми бабочками по зелёному лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит:

Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы всё весна была.

Отец опять вынул книжку и приказал Мите записать своё желание.

Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос. Весь длинный день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене, а вечером сказал отцу:

Вот уж сегодня я повеселился вволю! Я бы желал, чтобы лету конца не было.

И это желание Мити было записано в ту же книжку.

Наступила осень. В саду собирали плоды - румяные яблоки и жёлтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу:

Осень лучше всех времён года!

Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.

  • Четыре желания
  • Исполнитель: Н. Минаева, Н. Воеводина, И. Калинин
  • Тип: mp3, текст
  • Размер: 992 КБ
  • Продолжительность: 00:02:32
  • Скачать рассказ бесплатно
  • Слушать рассказ online

Your browser does not support HTML5 audio + video.

Ушинский Константин Дмитриевич

Четыре желания

Константин Дмитриевич Ушинский

Четыре желания

Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замёрзшей реке, прибежал домой румяный, весёлый и говорит отцу:

Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы всё зима была.

Запиши твоё желание в мою карманную книжку, - сказал отец.

Митя записал.

Пришла весна. Митя вволю набегался за пёстрыми бабочками по зелёному лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит:

Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы всё весна была.

Отец опять вынул книжку и приказал Мите записать своё желание.

Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос. Весь длинный день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене, а вечером сказал отцу:

Вот уж сегодня я повеселился вволю! Я бы желал, чтобы лету конца не было.

И это желание Мити было записано в ту же книжку.

Наступила осень. В саду собирали плоды - румяные яблоки и жёлтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу:

Осень лучше всех времён года!

Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.



В продолжение темы:
Прихожая и коридор

Итак, мы с Вами уже познакомились с понятием «местоимение », рассмотрели такие местоимения, как личное, безличное –es, неопределённо-личное –man местоимения. А сегодня мы...

Новые статьи
/
Популярные